К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Успеть увидеть в театре: 10 спектаклей-открытий «Золотой маски»

Успеть увидеть в театре: 10 спектаклей-открытий «Золотой маски»
Гид на национальному театральному фестивалю для тех, кто хочет смотреть все лучшее

В этом году Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска» отмечает 25-летний юбилей. Конкурсная программа из порядка 80 спектаклей уже в самом разгаре, но впереди еще почти два месяца. Победителей наградят 16 апреля на исторической сцене Большого театра. У находящегося под домашним арестом Кирилла Серебренникова три номинации на «Маску». Одна за скандального «Нуреева» в Большом, две другие — за «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре». «Нуреев» уже прошел, а вот на «Маленькие трагедии», получившие в сумме 9 номинаций, еще можно успеть (13 и 14 апреля). Если говорить о самых громких гастролях, то это «100% Воронеж» группы Rimini Protokoll (12 марта) и «Знакомые чувства, смешанные лица» Кристофа Марталера (18 и 19 апреля). Самые именитые гости из Петербурга – это Юрий Бутусов и Андрей Могучий, хотя «гостями» обоих можно назвать с большой натяжкой. «Гамлет» Бутусова – это must see, но уже из его питерского прошлого. Скорее, имеет смысл дождаться лета и посмотреть премьеру  – «Пер Гюнта» в московском Театре Вахтангова. Два эпизода «Трех Толстяков» показывают 7–9 марта. Будете в Петербурге – идите. Если нет, то можно ограничиться трансляцией (7 и 9 марта). С оперой и балетом рекомендации более-менее понятны. Говорим балет, подразумеваем – «Снегурочка» (15 и 16 марта). Говорим опера, подразумеваем – «Альцина» (17 марта). В нашей подборке мы рассказываем про 10 менее очевидных постановок, которые нужно посмотреть.

«Лицо Земли», ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург в РАМТе 11 марта
ТЮЗ

«Лицо Земли», ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург в РАМТе 11 марта

Как должен выглядеть эко-френдли спектакль? Видимо, именно так. Вероятно, даже Леонардо Ди Каприо не столь убедителен в своем призыве к спасению амурских тигров, как «Лицо Земли». Сплав художественного, документального и перформативного вкупе с текстом Аси Волошиной действует на зрителя лучше, чем любая агитка. Выйдя из зала вы, может, и не побежите сразу записываться в Greenpeace, но призадумаетесь надолго. С визуальной стороны к «Лицу Земли» тоже, извините за каламбур, не подкопаться — эффектно и современно.

 «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», Александринский театр, Санкт-Петербург в МХТ им. А.П. Чехова 13–14 марта
Александинский театр,

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», Александринский театр, Санкт-Петербург в МХТ им. А.П. Чехова 13–14 марта

В программе этого года много спектаклей, обращенных к советскому наследию. В «Родине» Андрея Стадникова (3–5 апреля) звучит стенограмма заседаний Политбюро. «Диджей Павел» (28 и 29 апреля) с легкой руки драматурга Павла Пряжко «крутит» Пугачеву и Боярского. Виктор Рыжаков обращается с «Оптимистической трагедией» Всеволода Вишневского в переложении Аси Волошиной бережно, но смело. Вишневский хотел назвать пьесу «Из хаоса». Из него же, вперемешку с заимствованиями из классики (Достоевский) и масскульта (ростовой Крокодил Гена, песни Децла и Queen), Рыжаков создает музыкально-пластическую интерпретацию мифа о первых годах революции.

«Камилла», Анна Гарафеева и Ко в «Сахаровском центре» 22–23 марта
sakharov-center.ru

«Камилла», Анна Гарафеева и Ко в «Сахаровском центре» 22–23 марта

Эстетика Огюста Родена как будто просится для воплощения в танце. Но в сюжете этой хореографической постановки первую (и единственную) скрипку играет не сам Роден, а его возлюбленная Камилла Клодель, которая тоже была скульптором. Ее судьбу, как и судьбу ее романа с создателем «Мыслителя», трудно назвать счастливой (расставание с  любимым, потеря ребенка, 30-летнее заключение в психлечебнице). Визуальное воплощение этой судьбы – нависшая над танцовщицей каменная глыба – пронзительно и гениально в своей простоте. Помимо исполнительницы заглавной роли Анны Гарафеевой номинацией на «Золотую Маску» отмечены художница Ксения Перетрухина и композитор Алексей Ретинский.

«Мельников. Документальная опера», Музей архитектуры им. Щусева в Центре дизайна Artplay 23 марта
Елена Сычева

«Мельников. Документальная опера», Музей архитектуры им. Щусева в Центре дизайна Artplay 23 марта

Первое, что возникает в памяти при упоминании дома Мельникова, это шестигранные окна, позволяющие сравнивать все сооружение с пчелиными сотами. Ритмический узор окон был положен в основу музыкальной партитуры спектакля Анастасии Патлай композитором Кириллом Широковым. Текстовая составляющая – это пьеса Наны Гринштейн по дневникам гениального архитектора, которого воплощает на сцене  Игорь Ясулович. Первый эпитет, который просится на язык в связи с судьбой дома Мельникова, это «хрупкий». Его же можно отнести и к самому спектаклю, увидеть который в рамках «Маски» можно будет, вероятно, в последний раз.

«Деревня канатоходцев», Театральная компания «Открытое пространство», Санкт-Петербург в Театре на Таганке 30 марта
Александр Палев

«Деревня канатоходцев», Театральная компания «Открытое пространство», Санкт-Петербург в Театре на Таганке 30 марта

Это может показаться странным, но кукольные постановки сегодня чуть ли не форпост самых передовых театральных изысканий. В программе фестиваля в этом году целых три постановки Яны Туминой. В «Комнате Герды» – лирическом хорроре» по мотивам «Снежной королевы» — жюри «Маски» отметило номинацией работу Алисы Олейник (16 и 17 марта). «Руслан и Людмила» Туминой — это «наше все», стучащееся в сердце в обход слов (13 апреля). Но, вероятно, главный из трех спектаклей — это «Деревня канатоходцев», сдержанно-внятная притча о  жизни над пропастью.

«Пианисты», Театр «Глобус», Новосибирск в Театре наций 30–31 марта
Виктор Дмитриев

«Пианисты», Театр «Глобус», Новосибирск в Театре наций 30–31 марта

«Пианисты» Бориса Павловича — это инсценировка романа норвежского писателя и музыканта Кетиля Бьернстада. Композитору Роману Столяру принадлежит ноу-хау, как рассказать историю о происходящем во время исполнения фортепианных пьес Равеля и Дебюсси, но без звуков фортепиано. Музыкальным законам здесь подчинено все от речи и пластики актеров до судеб самих героев,  которые стремятся к совершенству.

«Орфические игры. Панк-макраме», Электротеатр Станиславский, 6–11 апреля
Андрей Безукладников

«Орфические игры. Панк-макраме», Электротеатр Станиславский, 6–11 апреля

Режиссер Борис Юхананов представлен в программе фестиваля очередным мегаломанским проектом (сам он предпочитает термин «новопроцессуальный»), который состоит из трех десятков фрагментов, созданных сотней учеников режиссера, и идет 6 дней подряд. Собирать этот пазл можно с любого из 6 углов, но разумнее всего начать с начала, вдруг затянет. Юхананов любит играть в демократию и диалог с залом. На самом же деле, его гигантские конструкторы намертво спаяны железной режиссерской волей, поддаться которой – это особого рода искушение. Если решитесь, то в качестве обязательного домашнего задания освежите в голове сюжет мифа об Орфее. Лучше всего – посмотрите фильм Жана Кокто.

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск в Театре «Новая Опера» 12 апреля
Сергей Чивиков

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск в Театре «Новая Опера» 12 апреля

Пьеса Тома Стоппарда — это «спин-офф» шекспировского «Гамлета», в котором главными героями становятся школьные приятели  принца. Но тащить на себе сюжетную лямку великой трагедии юноши оказываются не готовы,  поэтому мир вокруг них превращается в полный абсурд. В результате мы получаем «В ожидании Годо» 2.0 с поправкой на возраст и английский юмор. Материал практически беспроигрышный, в первую очередь требующий от актеров бьющего через край обаяния. Для экранизации пьесы в 1990 году, снятой самим Стоппардом, не зря были выбраны Тим Рот и Гэри Олдман. Не беремся сравнивать, но магнетизма не лишены и красноярские актеры.

«Антигона», Камерный театр, Воронеж, в Театре наций 12–13 апреля
Камерный театр

«Антигона», Камерный театр, Воронеж, в Театре наций 12–13 апреля

Действие «Антигоны» Жана Ануя, написанной по мотивам трагедии Софокла, перенесено Михаилом Бычковым из античности в наши дни. Если и есть в программе «Маски» этого года спектакль, наиболее остро ставящий вопросы, связанные с природой власти, то это «Антигона». Нелегко наблюдать за тем, как превращается в тирана человек, неожиданно ставший царем, да еще и на исходе лет. Но глаз оторвать невозможно (Камиль Тукаев в образе царя Креона номинирован на премию за мужскую роль). Сама же Антигона (Татьяна Бабенкова) заставляет зрителя постоянно выбирать между покорностью и протестом.

«1968. Новый мир», Музей современного искусства «Гараж» 15 апреля
Антон Доников

«1968. Новый мир», Музей современного искусства «Гараж» 15 апреля

Еще один спектакль, увидеть который кроме как на «Маске», возможно, больше не удастся. Изначально он был создан к 50-летию Театра на Таганке и был показан всего несколько раз в 2014 году. Постановки Дмитрия Волкострелова идеально подходят тем, кто даже в гуще зрительного зала не боится остаться наедине с собой и своими мыслями. Здесь уместно процитировать самого режиссера: «В первой части ничего не происходит, <…> в шестой (то есть третьей) говорят очень много слов, в восьмой (четвертой) нет места театру...» Произносимые артистами тексты из журнала «Новый мир» рискуют в какой-то момент превратиться в «белый шум», не лишенный своего очарования.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+