Выставки в Москве, открытые на деньги миллиардеров
Петр Авен помог Музею декоративно-прикладного и народного искусства сменить постоянную экспозицию, благотворительный фонд Михаила Гуцериева «Самфар» и «Транснефть» помогли организовать выставку Эля Лисицкого в Третьяковке и Еврейском музее, фонд Леонарда Блаватника поддержал Московскую биеннале в Новой Третьяковке, Наталья Опалева, меценат, создатель музея AZ — выставку «Атака Дон Кихотов» в музее AZ, фонд VAC Леонида Михельсона — проект «Дипломатия образа» в МоМА, Музей русского импрессионизма Бориса Минца — выставку «Михаил Шмякин. Совсем другой художник».
Где и что смотреть.
На Делегатской, в усадьбе Остерманов, где расположен Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, впервые за 20 лет сменили постоянную экспозицию. Новая выставка «Русский стиль. от историзма к модерну» демонстрирует этапы становления русского стиля в декоративно-прикладном искусстве. В экспозиции — живопись, вышивка, керамика, майолика, изделия из металла и дерева.
Коллекции музея почти 140 лет. Значительная часть — собрание Сергея Морозова, мецената, создателя московского Музея кустарных изделий с крупной в стране коллекцией предметов традиционной народной культуры, быт и занятий крестьянства. Коллекция Кустарного музея и легла в основу собрания, со временем получившего нынешнее название Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Сменить экспозицию музею помог Петр Авен. По словам директора музея Елены Титовой меценат взял на себя половину стоимости всего проекта «Русский стиль. от историзма к модерну». По данным, указанным на сайте Госзакупок проект обошелся музею в сумму около 12 млн. рублей.
Участие Петра Авена в устройстве музейной экспозиции — это и личные связи (Авен дружит с семьей Елены и Бориса Титовых), и сфера живейшего интереса коллекционера Петра Авена. Миллиардер собирает русский модерн. Среди его сокровищ — «Эскиз к импровизации №8» Кандинского, «Красный дом» Марка Шагала, «Победный бой» Аристарха Лентулова. В собрании коллекционера — коллекция агитационного фарфора 1917-1941 годов, агитлака и самое большое собрание майолики Врубеля.
«Я собираю похожее искусство. У меня, например, большая коллекция абрамцевской майолики. А когда увлекаешься чем-то, то хочешь эту область развивать», — так ответил Петр Авен на вопрос корреспондента Forbes Life.
Меценат отметил, что модерн —это оригинальный, малоизученный период развития русского искусства.
В центре новой экспозиции музея — майоликовый камин работы Михаила Врубеля «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича».
«Врубель — оригинальный, гениальный художник, почти неизвестная фигура в русских классических искусствах», — отметил Петр Авен.
Не исключено, что в музейной экспозиции будут выставлены и предметы из собрания мецената. По его словам, такая возможность уже обсуждается.