За десять лет русские купили на Sotheby’s на $880 млн. Что нам еще продадут?
Московский офис Sotheby’s отмечает 10-летний юбилей работы в России. Хотя первые, ставшие историческими торги Sotheby's в Москве, прошли в 1988 году. Как сказала глава Sotheby’s-Россия Ирина Степанова, за эти годы покупатели из России сделали на аукционе покупок на $880 млн. В честь такого события, предваряя традиционные осенние русские торги, Sotheby’s привез в Москву 30 работ, которые два дня показывают во флигеле «Руина» в музее архитектуры им. Щусева.
На торги 28 ноября будет выставлены не только традиционные на русских торгах предметы декоративно-прикладного искусства, Дома Фаберже и русская живопись, — какие русские торги без Айвазовского, Похитонова, Бакста и Сомова, — но и искусство Советского союза, работы Таира Салахова, Григория Брускина, Семена Файбисовича.
Топ-лотом предстоящих торгов станет «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина. Работа, написана в 1908 году. В 1910 году этот портрет, выставленный на международной выставке в Питтсбурге вызвал борьбу нескольких коллекционеров. Работа Фешина была выставлена в окружении картин Мане, Писсаро и Сислея, но арт-критики отмечали, что именно «Портрет Сапожниковой» «затмил все прочие портреты, висевшие в том же зале». Как отмечает Рето Барметтлер, глава отдела русской живописи Sotheby’s, художник никогда не исчезал из поля зрения американских коллекционеров, поскольку жил и работал в Америке, но современные русские собиратели открыли для себя Фешина только в последнее десятилетие. Как только на художника обратили внимание русские коллекционеры, цены поднялись. Его «Обнаженная» была продана на русских торгах Sotheby’s в ноябре 2013 года за £1 258 500. «Портрет Сапожниковой» оценен в £1 200 000– 1 800 000. Представляя лот, Рето Барметтлер обратил внимание на то, что это портрет — особенно любимый жанр россйиских коллекционеров, на превосходное качество работы и идеальный провенанс — работу выставил на торги фонд американского музея, где она хранилась более пятидесяти лет в запасниках.
Следующим открытием будущих русских торгов стали 14 работ Александры Экстер из коллекции друга художницы Инно Эзратти, официального распорядителя ее наследия. Потомки Эзратти выставили часть коллекции, завещанной Экстер, на торги. Это работы венецианской серии 1930-х годов и театральные эскизы, созданные для Камерного театра Таирова. Александра Экстер прятала сефардского еврея Эзратти от фашистов во время оккупации Франции, а он после войны в знак благодарности поддерживал художницу, покупал ее работы и подыскал мастерскую.