К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Маршрут построен: тренды и ярмарки современного искусства нового сезона

Маршрут построен: тренды и ярмарки современного искусства нового  сезона
Куда ехать и что покупать на арт-распродажах

Венская ярмарка вслед за Cosmocow открыла сезон большой осенне-зимней распродажи искусства. Следом откроются  лондонский Frieze, парижский FIAC, Art-Basel в Майами и понесется до весны.

Что смотреть и покупать на ярмарках нового сезона? Трендсеттер рынка, ярмарка Art-Basel в Базеле обозначила направление движения еще в начале лета.

Свой золотой век переживают шестидесятники. «Те, кто помнит, как это создавалось и продавалось на их глазах, как это совсем ничего не стоило или стоило почти ничего, сегодня 50 лет спустя, вполне бодры и состоятельны и готовы исправить «ошибки» — увидеть в этом «ничего» произведения искусства и заплатить за них», — говорит Андреас Румблер, глава швейцарского отделения Christie’s, директор отдела импрессионизма и современного искусства.

 

Например, этим летом на ярмарке Art-Basel галерея Hauser&Wirth продала Пьеро Мандзони за €10 млн, а Филипа Густона за $15 млн. Галерея David Zwirner ( работы на стенде галереи artsy.net в совокупности оценил в $100 млн) — Зигмара Польке за $8,5 млн, Альберто Бурри за $10 млн. Simon Lee Gallery выставляли Микеланджело Пистолетто за €500 000.

На московской ярмарке Cosmoscow, на стенде аукционного дома Vladey топовой работой стало полотно Олега Целкова «Унитаз и агавы» 1959 года за €250 000.

 

На viennacontemporary, где акцент сделан на современном искусстве молодых художников из Центральной и Восточной Европы, проект Focus в этом году посвящен Венгрии. Куратор Йожеф Мейи представляет панораму имен и движений 1960-1970-х годов, определивших облик венгерского нонконформизма, повлиявших на формирование современного венгерского искусства.

Елена Куприна-Ляхович, консультант по созданию частных коллекций, объясняет рост на цен на шестидесятников и небывалую активность покупателей на ярмарке инфляционными ожиданиями рынка. Партнер галереи Lévy Gorvy, например, сказал в интервью artsy.net, что давно не видел такого адреналинового накала на ярмарке в Базеле, где коллекционеры буквально рыскали в поиске дичи-своих сокровищ. «Надо понимать, что рынок искусства — сегодня единственный легальный нерегулируемый рынок, — говорит Куприна-Ляхович, — и любая покупка на рынке — прежде всего инвестиция. Другое дело, что это инвестиция вызывает еще и живые эмоции у покупателя. Искусство отличается от всех других инвестиций тем, что его можно любить. К тому же искусство почти всегда сохраняет деньги, а часто и преумножает. Сейчас мы видим, что своей финансовой силы достигло поколение художников, чей творческий подъем пришелся на 1960-1970-е годы. Их умение минималистичными средствами рассказать историю сегодня очень ценится».

Как рассказал несколько лет назад, незадолго до смерти, французский художник Франсуа Морелле в интервью куратору, директору галереи Serpentine Хансу Уильриху Обристу: «В 1963 году мои неоновые работы считались вызывающими, вульгарными и не пользовались спросом — мне пришлось ждать 20 лет, прежде чем удалось продать первую. Сегодня они стильные, дорогие и очень модные».

 

Елена Куприна-Ляхович говорит, что сегодня успеху художников шестидесятников-семидесятников  способствует то, что публика больше не требует физического качества от работ. А гэп в 50 лет — работа по-прежнему востребована на рынке, —

придает коллекционерам инвестиционную уверенность.

«В искусстве действует шаг в 25-50 лет, — говорит Елена, — Первые 25 лет с момента, как художник заявил о себе и сохранился как творческая личность, сигнализируют коллекционерам, что его работы— серьезный повод для инвестиций. Фильтр в 50 лет — заявка на вечность, так выявляются имена, которые входят в историю искусства. Фильтр в 100 лет позволяет определить шедевры. Но это уже не современная история».

Вслед за шестидесятниками рыночный успех пришел в восьмидесятникам. Работами Жана-Мишеля Баскии грезят все крупные музеи, но почти все разошлось по частным коллекциям. Музеи не успели вовремя среагировать, а художника уже давно не в живых. Американский музей купил в свою коллекцию Керри Джеймса Маршалла. Подборка работ Марлен Дюма у Цвирнера оценивалась от $150 000 до $3 млн. А Вольфганг Тильманс вошел в число самых успешно продаваемых 20 художников ярмарки, чему поспособствовали  ретроспективы в Tate Modern и Fondation Beyeler.

Frieze Art Fair, Лондон, 5-8 октября, FIAC, Париж, 19-22 октября

Frieze Art Fair, Лондон, 5-8 октября, FIAC, Париж, 19-22 октября

Лондонская ярмарка Frieze стремится быть самой интеллектуальной и при этом самой престижной ярмаркой в мире. Здесь устраивают круглые столы, дискуссии, кинопоказы и музыкальные концерты. А с недавних пор выставляют не только современное искусство, но и старых мастеров и даже античность. Все главные галереи мира считают своим долгом отметиться на Frieze. В 2016 году в первые же часы ярмарки галерея David Zwirner продала работу Керри Джеймса Маршалла за $1 600 000.

В затылок Лондону дышит Париж. Здесь тоже спешат отметиться крупнейшие мировые галереи и коллекционеры. Мэрия города щедро отдает центр современному искусству на несколько дней. Галереи открывают свои стенды в Гран и Пети пале, а в саду Тюильри выставляет скульптуры. В прошлом году Синди Шерман продали за $375 000.

viennacontemporary, Вена, 21-24 сентября
Александр Мурашкин

viennacontemporary, Вена, 21-24 сентября

Самая благорасположенная к русским коллекционерам, галеристам и художникам европейская ярмарка. Россию  в этот раз представляют ведущие московские галереи Galerie Iragui, pop/off/art, «Риджина»,  «Треугольник» и аукционный дом Vladey. Экскурсии по музейному кварталу Вены для коллекционеров проводит художник Дмитрий Гутов и научные сотрудники Третьяковки и Гаража.

Art Basel Miami, 7-10 декабря
Стенд галереи Blum&Poe

Art Basel Miami, 7-10 декабря

Курортный вариант глобализировавшейся базельской ярмарки. Ярмарка в Майами — наглядный пример, как влиятельная семья коллекционеров своим примером смогла изменить городскую среду и сформировать новую репутацию города. Семья Рубеллов собрала большую коллекцию современного искусства, а в 1993 году открыла Rubell Family Collection, частный музей современного искусства в городе, превратив Маами в центр современного искусства. Появление Art Basel на карте Майами — тоже влияние Меры, Дона и Джейсона Рубеллов. На ярмарке показывают искусство зрелищное, яркое, дорогое и очень дорогое. По ночам показывают кино под открытым небом. Среди коллекционеров и зрителей немало голливудских звезд.

ARCO, Мадрид, 22-26 февраля 2018
Видео перформанс Розанны Антоли на стенде галереи Espai Tactel

ARCO, Мадрид, 22-26 февраля 2018

Испанский и латиноармериканских художников нужно смотреть, изучать и покупать на ярмарке в Мадриде. Цены здесь демократичные. Свой приз молодым художникам вручает Audemars Piguet.

Armory Show, Нью-Йорк, 2-5 марта 2018 года
Neo Drums Тедди Вольфа

Armory Show, Нью-Йорк, 2-5 марта 2018 года

В Нью-Йорке показывают молодых и не очень американцев, европейцев, азиатов. Словом, всех, кто может заинтересовать активных и искушенных американских коллекционеров. Здесь же продают Сальвадора Дали, Рене Магритта, Марину Абрамович, Яои Кусами, тяжеловесов рынка. Цены высокие, работы отменные.

ART Dubai, Дубай,  15-18 марта 2018 года
Даниэль Бюрен, «Снова квадрат»

ART Dubai, Дубай, 15-18 марта 2018 года

Лучшая ярмарка Ближнего Востока, Южной Азии и Африки. Больше десяти лет здесь успешно сочетают еропейскую просвещенность и восточную роскошь. Часто случаются открытия, скандалы — тоже не редкость.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+