В 2013 году американский Forbes привел цифру: по данным Telework Research Network, каждый пятый американец работает из дома. В 2015 эта цифра, согласно докладу Института технологий Нью-Джерси, выросла уже до 45%. Правда, в обоих случаях имелись в виду люди, которые работают из дома несколько раз в неделю. Как бы то ни было, тенденция очевидна — эти показатели увеличиваются с космической скоростью не только в США, но и во всем мире. В том числе в России.
Вполне возможно, что в ближайшем будущем коворкинги станут основной формой организации рабочего времени. Представьте, что вы сможете выбрать симпатичный общий офис у дома или рядом со школой ребенка и радостно социализироваться, не превращаясь при этом в офисный планктон, собирающий сплетни у кулера. Средняя стоимость коворкинга может стать важным фактором при выборе района, города или даже страны для жизни — как сейчас аренда квартиры и уровень налогов.
Правда, затащить в коворкинги публику, за счет которой сейчас происходит основной прирост армии удаленных работников, пока оказывается не так просто. Речь о тех, кого сократили или отправили домой решением сверху, когда работодатель решил начать экономить на офисных площадях. Парадоксально, но большинство таких сотрудников предпочитают в самом деле работать из дома. Причины тут скорее психологические, чем экономические: это люди определенного склада, привыкшие к дисциплине, и для них работа в публичном пространстве — признак излишнего свободомыслия. Кроме того, коворкинг стоит денег, а наемные работники не привыкли вкладывать личные средства в рабочие инструменты.
Вольнонаемные работники творческих профессий — журналисты, пиарщики, дизайнеры, SMM-щики, блогеры — обычно предпочитают коворкингам кафе с хорошим флет-уайтом и шустрым вайфаем (поэтому многие из них заделались заодно и экспертами по кофе): это больше соответствует их, скажем так, мировоззрению, к тому же это дешевле.
Но потребность в коворкингах все равно растет: с 2006 года число рабочих мест в коворкингах увеличивается вдвое каждый год. В основном это происходит за счет новых бизнесов — именно они сейчас создают наибольшее количество рабочих мест в развитых странах. Небольшая команда обычно покупает сразу несколько мест, и по мере того как приходят новые сотрудники, просто докупает места в общем пространстве. Командам многие коворкинги гарантируют, что за ними будут зарезервированы рабочие места и они смогут сидеть вместе.
Создатель российской сети коворкингов «Рабочая Станция» Михаил Комаров говорит, что людей, работающих по тарифу «Гость», то есть арендующих рабочее место время от времени, сейчас не больше 20%. Остальные 80% — это те, кто вносит ежемесячную плату и работает из коворкинга каждый день.
Спрос на места постоянно растет, вместе с ним растет и сеть: тех же «Рабочих Станций», например, в Москве уже три, и сеть начала открывать филиалы в регионах. «Мы развивались бы и быстрее, но поиски помещений под новые коворкинги занимают очень много времени», — говорит Михаил Комаров. Зато внимательный подход к подбору помещения обеспечивает лояльность клиентуры. Так, в списке требований к новому помещению есть такие: «потолок от 3 м» и «большие окна, желательно в пол». К оформлению интерьеров в «Рабочей Станции» тоже подходят внимательно (и не только потому, что Комаров по первому образованию дизайнер интерьеров): их коворкинги не раз попадали в подборки самых красивых рабочих пространств Москвы и Петербурга. Коворкинг уже не просто офисная недвижимость, а объект индустрии гостеприимства, как отель, кафе, ресторан или спортивный клуб, который напрямую зависит от впечатлений клиентов, отзывов и сарафанного радио.
Коворкинг — бизнес с высокими рисками. Во-первых, помещение редко бывает в собственности, и значит, по истечении срока аренды владелец волен повысить цену — такое, например, очень часто происходит в США, где рынок коворкингов уже достаточно разогрет. Кроме того, это бизнес, который требует неусыпного контроля: не дай бог начнет тормозить интернет, закончится бесплатный кофе или под гостями начнут скрипеть дешевые стулья.
Существуют модели, которые позволяют использовать помещение, которое занимает коворкинг, в разных ипостасях, чтобы оно не простаивало. Например, вечером, когда пиковые часы окончены, сдавать его под лекции. А один из самых известных коворкингов в Сан-Франциско, Сovo Coworking, активно рекламируется как кафе до 10 утра и как бар после 7 вечера.
Но один из самых надежных способов минимизировать риски в этой индустрии — масштабирование, то есть запуск сети. Это способ повысить прибыль — срок окупаемости коворкинга составляет в среднем год — и возможность занять как можно большую долю растущего рынка на раннем этапе. Большинство пионеров индустрии за те 7–8 лет, что прошли с начала коворкинг-бума, успели вырасти в сети. Некоторые из них фактически стали новыми корпорациями и обзавелись корпоративными же клиентами. Например, Dell является одним из ключевых клиентов крупнейшей в мире сети коворкингов WeWork, а сотрудники Silicon Valley Bank часто работают из коворкинга Galvianize в Сан-Франциско.
Так что скоро, может статься, у каждого из нас будет лежать в кошельке членская карта одной из сетей коворкингов. Если еще не лежит.