Зинаида Серебрякова в Третьяковской галерее: искреняя, свежая живопись
На двух этажах инженерного корпуса галереи открывается наиболее полная из всех показанных в России выставка художницы. До этого все выставочное пространство здания отдавали одному мастеру только раз — Марку Шагалу. В 2014-м году в Третьяковке суперуспешно прошла выставка зарубежного, парижского периода творчества Серебряковой. Художница выехала за границу в 1924-м году и прожила в Париже до самой смерти в 1967-м году. На волне успеха выставки 2014-го года родился проект нынешней, наиболее полной ретроспективы, включающей работы, предоставленные не только Третьяковской галереей (первые три картины Серебряковой были куплены музеем в 1910-м году, а «Автопортрет» неизменно оставался в постоянной экспозиции) и парижским Фондом Зинаиды Серебряковой, основанным ее дочерью, художницей Екатериной Серебряковой, но и Русским музеем, Пушкинским, Музеем семьи Бенуа в Петергофе, Нижегородскими и Минскими художественными музеями и картинами из двадцати частных собраний из России и Европы. Помимо портретов и декоративных панно на выставке показано много пейзажных работ Серебряковой: от любимого имения Нескучное в Курской области, где был ее земной рай, протекала счастливая семейная жизнь и росли четверо детей, до марокканской экспедиции и парижских зарисовок. Портреты и зарисовки крестьянской жизни, написанные в блаженном незнании будущего в 1917-м году, отсылают к традиции Венецианова, балерины за кулисами Мариинского театра — к Дега, а ориентальные эскизы росписи Казанского вокзала (к работе Серебрякову привлек ее дядя, Александр Бенуа) — к стилистике мирискусников. Но как говорит куратор выставки, заведующая отделом живописи первой половины XX века Третьяковской галереи Татьяна Ермакова, творчество Зинаиды Серебряковой — вне групп и направлений, главное на выставке — искренняя и свежая живопись.