Инвестор Майкл Бьюрри яростно колотит по барабанам, исполняя партию трэш-метал. Бьюрри первым почувствовал кризис 2008-го, вычислив, что ипотечная пирамида должна вот-вот рухнуть. Бьюрри взялся играть против рынка. «Продай-продай-продай чертовы акции!» — вопит разум. Время идет, компания терпит убытки с космической скоростью. Но интуиция сквозь зубы мычит: «Терпеть!» Чтобы не сойти с ума окончательно, Бьюрри не расстается с барабанными палочками. Фильм «Игра на понижение» именно про него.
Помножьте азарт этого персонажа и безумие ситуации на пять, и получите портрет собирателя современного искусства. Только экселевские таблицы с данными тут не помогут, математика не в счет. Платить деньги придется за то, у чего, по сути, нет цены. История завхоза канадского посольства Георгия Костаки в этом номере — идеальная иллюстрация того, что такие безумцы выигрывают. Казалось бы, еще вчера он покупал работы Шагала в комиссионке за 15 рублей, выискивал по чердакам и помойкам авангардистскую «муру», а сегодня только часть его коллекции оценивается в $100 млн. Из-за отсутствия четких ориентиров и критериев в такой игре потеряться можно быстро. Удастся ли вам собрать стоящую коллекцию? Окажется ли очередной писсуар с арт-выставки «фонтаном Дюшана»? Или кроватью Трейси Эмин? Если верится с трудом, посмотрите на героев этого номера — коллекционеров Манашеровых и Семенихиных. Они взялись за собирательство в середине 1990-х и в рекордно короткие сроки обзавелись серьезными коллекциями. Примеры вдохновляющие. Как бы то ни было, процесс поисков настоящего искусства настолько увлекательный, что, даже если все это добро в итоге окажется ерундой, вы весело проведете время. Главное — делать ставку и не паниковать раньше времени. Ведь даже тем, кто не смотрел «Игру на понижение», известно, чем кончилось дело.