К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Оскар»-2017: черные начинают и почти выигрывают

«Оскар»-2017: черные начинают и почти выигрывают
Нынешняя оскаровская гонка оказалась небывалой за всю историю Голливуда

Все предыдущие годы, последние лет десять точно, «Оскар» сотрясали расовые скандалы: основные номинации, а уж тем более «Оскары» доставались актерам, режиссерам, монтажерам исключительно белого цвета кожи. Странно обвинять «Оскар» в расизме. Он политкорректен донельзя. Просто так получалось: побеждали наиболее громкие фильмы и самые популярные актеры, и почти все они, как на грех, были белыми.

В этом году ситуация радикально иная. И не потому, что белые стали снимать и играть хуже. Просто «Оскар» прогнулся. В трех из девяти претендентах на главный приз — лучший фильм года — актеры и режиссеры отнюдь не белые. Такого еще не бывало. И это, по-моему, очень хорошо. Другое дело, что по строгому счету высокой чести достоин лишь один небелый фильм.

Номинанты на главный «Оскар» расположены в нашем прогнозе в порядке увеличения шансов на триумф: от наименее к наиболее перспективным. Понятно, что у фильмов, которые не претендуют на второй по значению приз за лучшую режиссуру (а там всего пять номинантов), всегда меньше шансов взять приз за лучшую ленту года, чем у тех, что претендуют. Так что фильмы, не получившие надежд на статуэтку за лучшую режиссуру, мы расположили в конце нашего списка.

«Лев»
Sunstar Entertainment

«Лев»

The Lion, Австралия-США-Великобритания, режиссер Гарт Дэвис

6 номинаций: лучший фильм года, лучший сценарий на основе опубликованного произведения, лучшие оператор и композитор, лучшие вспомогательные роли — Дев Патель и Николь Кидман.

Сюжет и краткая оценка. Про мальчика из Индии, который из-за нищеты потерял родную семью, сначала попал к педофилам (но сбежал, почувствовав неладное), потом в приют, где к детям ночью тоже относились не по-детски (когда забирают очередного, остальные в знак протеста тихо поют из-под одеял что-то печально революционное типа «Вы жертвою пали в борьбе роковой»). В конце концов ему везет: его усыновляет австралийская семья, где главная мама — Николь Кидман. Похоже, на более неожиданные роли она уже не рассчитывает. Повзрослев и добившись успеха, талантливый мальчик из Индии, ставший уже не мальчиком, но мужем, решает разыскать свою настоящую семью.

Шансы. Пожалуй, самый слабый и стандартный фильм из числа выдвинутых на главный «Оскар» за последние годы. Если это выдвигают на «Оскар», то чего тогда стоит «Оскар»? Вдобавок фильм очевидно эксплуатирует мотивы оскаровского хита «Миллионер из трущоб». Позитивное отличие от «Миллионера» (а его создатель Денни Бойл на днях посетил вечернего Урганта), — меньшее количество политкорректного вранья. В «Миллионере» меня больше всего возмутила маленькая переделочка из книги, по которой фильм был снят. В книге представители одной восточной религии резали представителей другой восточной религии. Но политкорректному европейцу Бойлу показалось опасным показывать это в фильме. Поэтому представителей восточной религии в «Миллионере из трущоб» режут христиане. Отлично, Дэвид! Долго думал? «Льва» и «Миллионера» объединяет еще и то, что выросшего юношу играет тот самый британский индус Дев Патель, который в «Миллионере» изображал главного героя-подростка. Именно он, мне кажется, может принести «Льву» единственного «Оскара», и то едва ли.

«Любой ценой»
Film 44

«Любой ценой»

Hell or High Water, США, режиссер Дэвид Маккензи

4 номинации: лучший фильм, монтаж, лучший оригинальный сценарий (Джейсон Шеридан), лучшая мужская вспомогательная роль — Джефф Бриджес.

Сюжет и краткая оценка. Два брата из числа разорившихся фермеров, один из которых уже сидел в тюрьме, грабят банки. Один из них к финалу, как ни странно, находит общий язык с преследующим их шерифом.

Шансы. Я бы сказал, что фильм недостаточно матерый для того, чтобы претендовать на главный «Оскар». Но в нем есть серьезное социальное обобщение, иначе, наверное, писать музыку для него не взялся бы сам Ник Кейв. В самом начале на стене провинциального техасского банка кем-то написано: «На три операции в Ираке деньги есть, а спасти нас от банкротства денег нет». Хотел бы я увидеть русскую картину, которая открывается титром: «На войну в Сирии денег у нас хватает, а на поддержку фермеров и их продвижение на рынке (чтобы они сами продавали свой товар, а не отдавали за гроши перекупщикам) нет». Вывод фильма тоже радикальный. И он универсальный: что для Америки, что для России. Бедность — болезнь. Она переходит по наследству от деда к отцу, от отца к сыну. Герои фильма начинают грабить и стрелять, потому что осознали эту несправедливость. В итоге один из них становится, накопив деньги, пусть скромным, но нефтедобытчиком. На «Оскар», полагаю, может претендовать только выигравший несколько предварительных оскаровских финишей мэтр Джефф Бриджес — он играет шерифа.

«Скрытые фигуры»
Fox 2000 Pictures

«Скрытые фигуры»

Hidden Figgers, США, режиссер Теодор Мелфи

3 номинации: лучший фильм, оригинальный сценарий на опубликованной основе, лучшая женская роль второго плана — Октавия Спенсер.

Сюжет и краткая оценка. Один из самых забавных и истинно приятных фильмов, участвующих в гонке. Не ведаю, в какой мере он основан на реальной истории (в Голливуде каждый второй фильм притворяется истиной в последней инстанции), а в какой — это политкорректный миф. Но в 1961-м, в пик космической гонки, которую американцы проиграли, поскольку первым в космос полетел Гагарин, они не отстали совсем уж позорно и сохранили лицо благодаря талантливой команде математиков. Все они были женщинами, причем негритянками!

Шансы. Конечно, удивительно в очередной раз узнать, что в 1961 году, в год столетия начала гражданской войны между Севером и Югом за отмену рабства в США, еще существовала расовая сегрегация: разделение в магазинах, автобусах, даже туалетах белых и черных. Собственно, это можно узнать из многих фильмов и книг. Лучший пример из нового фильма — это когда самый талантливый математик из космической группы, афроамериканка, вынуждена бегать пописать за три километра в особый туалет в отдельном здании далеко на улице. Потому что только он — для негров.

Но вообще, конечно, интересно понять, что американцы полетели в космос не благодаря штурмбаннфюреру СС Вернеру фон Брауну, а благодаря трем негритянкам.

«Оскаровские» шансы фильма причудливы. Готов поспорить с кем угодно на приемлемую сумму, что этот фильм обязательно что-то получит. Он выиграл один из главных предварительных оскаровских этапов: его артистический ансамбль был признан лучшим американской гильдией актеров. Для гильдии актеров, которая самая многочисленная и влиятельная при «оскаровском» голосовании, это значит: лучший фильм года. Но никаких других влиятельных предварительных призов фильм не получил.

«Ограды»
Scott Rudin Productions

«Ограды»

Fences, США, режиссер Дензел Вашингтон

4 номинации: лучший фильм, лучший сценарий на основе опубликованного произведения (бродвейской драмы — Огест Уилсон), лучший актер — Дензел Вашингтон, лучшая актриса во вспомогательной роли — Виола Дэвис.

Сюжет и краткая оценка. Тяжелый-претяжелый случай: папа-афроамериканец — домашний тиран и даже дурак. На самом деле фильм тоже отчасти о сегрегации. Отец, бывший знаменитый бейсболист, играл в негритянской профессиональной лиге и уверен, что в белую лигу его не взяли только из-за цвета кожи. Но жена уверяет, что его не взяли просто из-за солидного возраста. (Дело в 1950-х, значит, играл он еще раньше, причем в Пенсильвании, а там сегрегации, кажется, не было). Впрочем, и сейчас его преследует расовая пакость: он лишь мусорщик, а водителем мусоровоза его не берут — там только белые.

Отец тиранит сына, не позволяя тому стать бейсболистом, поскольку уверен, что из-за цвета кожи того не возьмут. Хотя у сына — уже обещание университета. Отец все больше пьет. В итоге изгоняет сына из дому — и тот уходит в армию. Это фильм об отчаянии и одиночестве афроамериканца, который мог бы стать знаменитым (благодаря спорту), а в итоге оказался никем.

Шансы. Занятно, что это экранизация бродвейской драмы, за которую Дензел Вашингтон и Виола Дэвис отхватили театральные «Оскары» — «Тони». Будет глупо, если они получат еще и «Оскары». Но готов спорить, что Вашингтону он не грозит. А вот Виола Дэвис, известная по «Прислуге» и уже получившая два важных предварительных «оскаровских» приза (гильдии актеров Америки и британской телекиноакадемии BAFTA), вполне может его получить.

«Манчестер у моря»
Amazon Studios

«Манчестер у моря»

Manchester by the Sea, США, режиссер Кеннет Лоннерган

4 номинации: лучший фильм года, лучшая режиссура, лучший оригинальный сценарий, лучшая работа актера (Кейси Аффлек), лучшие вспомогательные роли (женская — Мишель Уильямс и мужская — Лукас Недж).

Сюжет и краткая оценка. Девять фильмов, претендующих теперь на главного «Оскара», позволяют включать в список номинантов работы, которые называются независимыми и уж точно — некоммерческими. Вот вам фильм о развале семейных отношений, печальный и отчасти смешной, действие которого происходит на фоне моря и, что для нас куда занятнее, пушистого белого снега. Так похоже на Россию.

Шансы. Кейси Аффлек, брат ударившегося в режиссуру Бена, в фильме — мастер на все руки и одиночка, ответственный за всю семью, возможно, один из главных претендентов на статуэтку за лучшую мужскую роль. Он уже получил «Золотой глобус» и британскую кинопремию BAFTA. Конечно, я желал бы успеха его главному конкуренту Райану Гослингу из «Ла-Ла Ленда». Но Гослинга могут прокатить — у «Ла-Ла Ленда» и без того много номинаций.

«По соображениям совести»
Windy Hill Pictures

«По соображениям совести»

Hacksaw Ridge, Австралия-США, режиссер Мел Гибсон

6 номинаций: лучшие фильм и режиссура, монтаж звука и звуковых эффектов, монтаж, а также лучшая главная мужская роль — Эндрю Гарфилд.

Сюжет и краткая оценка. Гибсон не умеет снимать плохие картины. Все-таки школы Джорджа Миллера и Питера Уэйра, у которых он начинал как актер. Но «По соображениям совести» — фильм не настолько жесткий и отчаянный, как «Страсти Христовы» и «Апокалипсис». Другое дело, что Гибсон вновь выбрал необычнейший сюжет: о парне, который во время мировой войны отказался по религиозным соображениям взяться за оружие. Его бы судил трибунал, но фокус в том, что он готов воевать — но санитаром. И отказывается лишь от одного: стрелять. В итоге во время бойни австралийцев с японцами он, сумасшедше рискуя, спасает, спуская на тросах с горы, более семидесяти человек, в том числе пару японцев. И заслуживает орден за мужество. Мы говорили о том, что в кино много неправды. Но этот фильм вроде бы реально основан на живых событиях.

Шансы. При этом у фильма явно нет надежд на основные «Оскары».

«Прибытие»
21 Laps Entertainment

«Прибытие»

Arrival, США, режиссер Дени Вильнёв

8 номинаций: лучшие фильм и режиссура, сценарий на основе уже написанного, монтаж, монтаж звука и звуковых эффектов, работа оператора и художника.

Сюжет и краткая оценка. Дени Вильнев впечатлил киноманов визуально выверенным и одновременно философским фантастическим триллером о попытках разгадать чужой язык, после того как над нами нависли инопланетные посудины. Проблему контакта призвана разрешить лингвист, которую изображает Эми Адамс. Она-таки находит связь с иноземцами! Адамс сыграла в 2016-м две серьезные роли: в «Прибытии» и «Под покровом ночи» Тома Форда. Но вот «оскаровские» умопомрачения: на «Оскар» ее не номинировали.

Шансы. Канадец Дени Вильнев становится одним из главных голливудских режиссеров, снимающих кино одновременно массовое и интеллектуальное. Фильм можно назвать лингвистическим детективом: героиня стремится разгадать язык гептаподов (так на Земле назвали пришельцев). И вообще — понять другого. В конечном счете героиня Эми Адамс узнает кое-что важное о себе, что принять очень сложно. Беда в том, что при восьми номинациях у фильма есть шансы лишь на технические «Оскары»: монтаж, звук.

«Лунный свет»
Plan B Entertainment

«Лунный свет»

Moonlight, США, режиссер Барри Дженкинс

8 номинаций: лучшие фильм и режиссура, работы оператора, монтажера и композитора, лучший сценарий на основе уже написанного, лучшие мужские и женские второстепенные роли — Махершала Али и Наоми Харрис.

Сюжет и краткая оценка. «Лунный свет» — история негритянского юноши, одиночки, маргинала, которого почему-то бьют одноклассники, хотя он вполне способен постоять за себя. Его берет под опеку крутой наркодилер, при этом домой юноша не спешит: его дура-мамаша давно сидит на порошке. А дальше проходят два времени, и бывший Малой, как его звали, сам становится крутым качком с толстой золотой цепью на шее и вставными золотыми зубами, крутым наркодилером. Но фокус-то в том, что это не криминальная, а как минимум психологическая и уж точно мелодрама — об одиночестве человека, всегда ощущавшего себя изгоем, отщепенцем. Вам скажут, что это негритянская гей-драма. Это не совсем так. И даже совсем не так.

Шансы.  Хотели необычный американский фильм? Нате вам его. Нетрудно догадаться, что основная борьба развернется в этом году между «Лунным светом» и «Ла-Ла Лендом». А остальные фильмы отхватят в лучшем случае по «Оскару» — по два.

«Ла-Ла Ленд»
Black Label Media

«Ла-Ла Ленд»

La La Land, США-Гонконг, режиссер Дамьен Шазель

14 номинаций: лучшие фильм и режиссура, лучшие актеры в главных ролях (Райан Гослинг и Эмма Стоун), лучший оригинальный сценарий — Дамьен Шазель, лучшие работы оператора, монтажера, костюмера, композитора, художника, монтажера звука и звуковых эффектов. Кроме того, на «Оскар» номинированы сразу две песни из фильма.

Сюжет и краткая оценка. И вот он, главный фаворит. С самого начала это мюзикл, столь классический, что в Голливуде таких не было давно. Главные герои — неудачники. Он — фанат классического джаза — пытается открыть джазовый клуб старого образца, но поскольку денег нет, подрабатывает пианистом, причем в отстойных заведениях. Она мечтает стать актрисой, бросила юридический и, работая в кафетерии, ходит на дурацкие кинопробы. Так они и сходятся и даже начинают, как в классическом мюзикле, петь и танцевать на фоне находящегося в низине ночного Лос-Анджелеса.

Это — лирика. Но приходит время и для рацио. Первым испытаниям подвергается он. Он комплексует, что не приносит в дом денег, — и принимает предложение устроиться в супермодную группу. О джаз-клубе уже и речи нет. Она разочарована. Дальше начинаются испытания для нее. Под его нажимом она пишет пьесу — для собственного моноспектакля. Он проваливается. Но нравится крупным продюсерам, и ей предложен контракт на фильм о себе, ради которого надо надолго уехать в Париж. Она, если уедет, там, он — здесь.

Главная идея фильма: именно в Голливуде особенно трудно сохранить верность своей творческой идее, искусству — и при успехе не продаться гламуру. Власть и искусство, церковь и искусство, бизнес и искусство — три дьявольские силы, которые притворяются ласковыми и заботливыми, но всегда в итоге начнут диктовать художнику свои условия.

Шансы. «Ла-Ла Ленд» — один из оскаровских рекордсменов за всю историю. У него те же 14 рекордных номинаций, что были у старого «Бен Гура» и «Титаника». Но не думаю, что фильму дадут взять больше 6-7 статуэток.

Подробнее о фильме: Жить, любить и творить в Голливуде: фильм недели — «Ла-Ла Ленд» 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+