Императорский фарфоровый завод к 100-летию революции воссоздает агитационный фарфор
Исторический казус — после революции, в 1918 году Императорским фарфоровым заводом, который поставлял посуду царскому двору, стал управлять Народный комиссариат просвещения — привел к появлению нового жанра в декоративно-прикладном искусстве. Фарфор, элитарный материал, стал совершенным по форме и безупречным в исполнении средством пролетарской пропаганды. Миниатюрные скульптуры и росписи на посуде не только призывали, обещали и влекли, но и с фотографической точностью фиксировали происходящее. От идиллической парочки двух мужчин — колхозника и рабочего с обнаженным торсом — под названием «Смычка» до женщины в кожанке со стрижкой под скобку — скульптура «Милиционерка» — и жанровой сцены гадания на улице революционного Петрограда.
Создавать новое искусство на фарфоровой завод пришли скульптор Наталья Данько, художники Николай Суетин, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Владимир Татлин. Революционно настроенные художники верили, что ломка старого — это непременно полная замена не только представлений, но и предметного мира на новое, неиспробованное. И с воодушевлением создавали предметный мир заново, от скамеек до пепельниц. Фарфор стал первым материалом, где получил практическое применение супрематизм с его жесткими лаконичными формами. Супрематический чайник дизайна Малевича, запущенный в серийное производство в 1923 году, завод продолжает выпускать до сих пор. Единственная пауза в производстве пришлась на годы войны.
Так возник агитационный фарфор — предмет охоты коллекционеров русского авангарда. К 100-летию революции художники пересмотрели и творчески переработали свой авангардисткий архив — историческая коллекция хранится в Эрмитаже — и создали декоративные тарелки, чашки с блюдами и миниатюрные скульптуры по мотивам работ Данько, Суетина, Малевича тиражом в 7000 экземпляров.