К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На, Берлин! Городская мэрия и девелоперы делают подтяжку кварталу Зу

На, Берлин! Городская мэрия и девелоперы делают подтяжку кварталу Зу

Последние двадцать пять лет развитие Берлина происходило по нью-йорской модели: в какой-нибудь полузаброшенный квартал входят хипстеры (сначала бедные — художники, потом побогаче — дизайнеры), взбадривают его, цены на жилье и офисные пространства взлетают, квартал становится модным, хипстеры переезжают, остаются экспаты и золотая молодежь.

И все эти 25 лет нетронутым островком среди веселья оставалось место, которое до падения стены знал каждый турист в Западном Берлине — квартал вокруг Зу. Бетонные памятники модернизма в изувеченном состоянии, привокзальные ларьки с шаурмой, в дни футбольных матчей — табуны фанатов. И живописно полуразрушенный купол церкви Кайзера Вильгельма на этом фоне смотрелся обычной развалюхой.

Церковь Кайзера Вильгельма на открытке начала XX века
Фото DR

Церковь Кайзера Вильгельма на открытке начала XX века

Первый период подъема в привокзальном Зу случился в 1920-е, когда здесь построили несколько кинотеатров, варьете и кафе. От того времени остался укором остов церкви Кайзера Вильгельма. В 1945-м от этого, понятно, не оставили камня на камне.

Zoo Palast Berlin в 1985 году
Фото DR

Zoo Palast Berlin в 1985 году

В 1940-50-е отстроить Зу для ФРГ было делом чести. Что и было сделано на деньги из американской казны, выделенные под План Маршалла. По этому плану одной рукой Западной Германии давали деньги на восстановление, а другой —  изымали в пользу стран-победителей. Тогда появился комплекс Zentrum am Zoo, который к концу XX века было уже сложно принять за памятник архитектуры: совок совком. Центром комплекса стал Zoo Palast, официальное место проведения Берлинале. Сейчас именно модернистский шедевр стал символом грядущей новой жизни Запада.

Когда в 1990-е все ломились на Восток, Цоо лишилось последнего очага культуры — для Берлинале построили современный дворец на страшно модной на всю Европу Потсдамер-плац. Квартал Зу, вероятно, чувствовал себя старой женой, которую бросили ради длинноногой молодухи, и примерно так и выглядел.

Панорамный люкс в Waldorf Astoria
Фото DR

Панорамный люкс в Waldorf Astoria

И только в начале 2010-х, оправившись от реконструкции Потсдамер-плац и поняв, что с остальными районами хипстеры и малые бизнесы инвесторы справятся сами, берлинская мэрия и девелоперы занялись Зу.

Начали со строительства 118-метрового небоскреба «Цоофенстер» («Окно Цоо» — тут всегда почему-то любили такие угловатые названия). Группа Hilton раньше других почувствовала волну и подписала контракт на размещение в здании отеля Waldorf Astoria. Он до сих пор остается самым престижным в квартале и работает не только на бизнес-тревеллеров, но и на туристов.

Виды на Цоо с высоты из окна Waldorf Astoria
Фото DR

Виды на Цоо с высоты из окна Waldorf Astoria

На верхних этажах устроены панорамные люксы, и оттуда открывается шикарный вид на Берлин. Возможно, лучший в городе: зеленый и пушистый зоопарк и Тиргартен, обломанный шпиль Кайзера Вильгельма, вдалеке торчит иголка телебашни на Александерплац, а слева садятся в Тегель самолеты.

Здесь есть гастрономический ресторан Пьера Ганьера Les Solistes, шикарный бар в стиле ар деко Lang, посвященный режиссеру «Метрополиса» Фрицу Лангу, и пресимпатичное угловое «Римское бистро». Получилась такая разножанровая модель гастрономической Европы — французский ресторан, немецкий бар и итальянское бистро. Любопытный факт: в отеле на 152 номера Deluxe — 80 люксов, то есть больше трети всего номерного фонда. Ставка сделана на то, что на Западе станет больше состоятельных туристов — они есть и сейчас, походы по бутикам на Курфюрстендамм никто не отменял, — но обновленные районы на Востоке все же оттянули часть.

 Молл Bikini открыт в модернистском здании 1957 года постройки
Фото DR

Молл Bikini открыт в модернистском здании 1957 года постройки

Дальше в ход пошел тот самый комплекс «Центрум ам Цоо», несколько модернистских зданий, построенных в 1957 году. Их еще в 2002 году целиком выкупила мюнхенская группа Bayerische Hausbau. Здание «Бикинихаус» на Будапештер-штрассе превратили в концепт-молл в стиле лофт-шик: прямо именно так, не торговый центр с элементами индустриального дизайна, а именно концепт, молл, лофт, шик и хардкор. Прекрасному названию, разумеется, не дали пропасть, молл назвали Bikini.

По вечерам возле 25Hours выстраивается очередь: берлинцы и гости столицы стремятся в ближневосточный ресторан Neni и в Monkey Bar на крыше отеля. 

Руины церкви Кайзера Вильгельма отлично смотрятся в обновленном квартале
Фото DR

Руины церкви Кайзера Вильгельма отлично смотрятся в обновленном квартале

Соединенное с ним террасой здание «Маленький небоскреб» (Kleine Hochhaus) стало дизайн-отелем 25Hours Berlin. Это небольшая сеть дизайнерских отелей в немецкоговорящих странах — Германии, Вене и Швейцарии. Находятся их обычно в джентрифицированных зонах: в Гамбурге — в Hafencity, бывшем портовом районе, в Цюрихе — в новом офисном району West, на месте которого еще недавно был пустырь со складами.

По вечерам возле 25Hours выстраивается очередь: берлинцы и гости столицы стремятся в ближневосточный ресторан Neni и в Monkey Bar на крыше отеля.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+