Новая "Великолепная семерка", Ник Кейв и сериал Соррентино: Венецианский фестиваль объявил программу
Венецианский фестиваль на острове Лидо – неотъемлемая часть Биеннале современного искусства. Его исконное название – Мостра, то есть в переводе с итальянского – выставка. Традиционно на эту выставку съезжаются тонкие артистические натуры с фильмами, которых ждет не сенсационный успех у миллионов, но тихий бескорыстный культ среди посвященных. Властью прежнего куратора, синолога Марко Мюллера фестиваль также привечал южно-азиатское кино и был проводником в европейский мир талантливых корейцев и китайцев, а также японцев — их драм, изысканного трэша и выдающихся мультфильмов.
Нынешний художественный руководитель Альберто Барбера, сохранив если не сам курс на Азию, то отдельных корейцев, почти незаметно, но весьма кардинально меняет характер фестиваля уже пятый год. Постепенно, но уверенно сворачивает традицию уравновешивать высокохудожественный конкурс ветеранов изящных искусств и невидимых миру молодых гениев украшательскими внеконкурсными премьерами американских потенциальных хитов с мегазвездами. Теперь они украшают конкурс, благо делают те хиты прежние неизвестные гении, вовремя рекрутированные в самый продвинутый шоу-бизнес планеты. И гении сыты, и взлет деловой активности самого аристократичного фестиваля в мире – налицо.
В позапрошлом году Альберто Барбера преодолел гравитацию артхауса с помощью внеконкурсного Альфонсо Куарона, а еще раньше вознесся над арт-гетто с конкурсным «Бердменом» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Венеция и прежде была перевалочным пунктом на пути к американскому рынку, поскольку открывает сезон номинаций и наград, следующий через Торонто и завершающийся «Оскаром». Но вот уже несколько лет подряд повторяется бинго, и венецианские премьеры в конкурсе и вне его (самый свежий пример – «В центре внимания» Томаса Маккарти) вдохновляют американских академиков. Не Лидо, а воспарившая к звездам Лапута.
«Представьте себе восемь или десять драгоценных камней на шее или на руках женщины, отвечающих друг другу великолепием и красотой», - хотелось бы написать про венецианскую селекцию этого года, воспользовавшись сравнением Ипполита Тэна, исследователя и певца Венеции. Великолепия – в избытке, программа эффектна и блещет, по крайней мере, рыночными сокровищами. В прошлые годы на каннском кинорынке сверхуспешно торговались проекты Дени Вильнева «Прибытие» (Arrival), а также «Под покровом ночи» (Nocturnal Animals) Тома Форда и продюсерской компании Джорджа Клуни и Гранта Хеслова. Оба фильма, рекордсмены сделок – Universal, к примеру, приобрела права на картину Форда за $29 млн – будут показаны в основном конкурсе Венецианского фестиваля.
Научно-фантастическое «Прибытие» канадца Вильнева воскрешает заглохший к концу восьмидесятых годов жанр фильмов контакта. Когда-то у Вильнева рыбы говорили, теперь придется научиться понимать пришельцев, чей флот высадился на Земле. Эми Адамс в роли земного лингвиста ищет общий язык с инопланетянами. Шесть лет назад в параллельной венецианской конкурсной секции «Горизонты» без особого успеха показывали «Пожары» Вильнева. Сделанный уже в Голливуде недавний «Сикарио» оказался скорее неудачей – навощенная, но тусклая аранжировка старинного «Траффика» Содерберга, словно переписанного на главную женскую роль.
В драматическом триллере Тома Форда снова Эми Адамс и тоже поглощена языковыми или текстуальными проблемами. Она читает присланную ей на рецензию рукопись романа бывшего мужа, а вернее — шифровку, с полным погружением в опасные и подавляющие коллизии, в реминисценции с ее собственной жизнью и в испытания, выпавшие на долю героя книжки, профессора математики в исполнении Джейка Гилленхала. Роман покойного Остина Райта «Тони и Сьюзен» был в свое время переведен и издан у нас. Магнат моды Том Форд вернулся к режиссуре после дебюта «Одинокий мужчина», с большим успехом показанного в венецианском конкурсе в 2009 году.
С новым проектом в качестве продюсера в венецианский конкурс приглашен любимый здесь Даррен Аронофски. Первоначально он сам собирался ставить «Джеки» (Jackie) со своей женой Рейчел Вайс в главной роли, но режиссером в итоге стал другой любимец Венеции чилиец Пабло Ларраин, а роль первой леди США, вдовы президента и жены миллиардера Жаклин Кеннеди-Онасис сыграла Натали Портман. С Аронофски она в последний раз работала в «Черном лебеде». В огранке Ларраина от «Джеки» вряд ли стоит ждать полированного до глянца поп-байопика и даже степенного классического изложения, учитывая, во что он превратил биографию чилийского поэта-нобелиата и коммуниста Пабло Неруды (недавно показанную в каннском «Двухнедельнике режиссеров»). Это первый англоязычный фильм Ларраина со всеми подобающими последствиями для его карьеры: прежде он был номинирован на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» с фильмом «Нет».
Еще один вероятный оскароносец, романтическая стилизация Дэмьена Шазелла «Ла ла лэнд» (La La Land) откроет фестиваль. Нарядный атмосферный ла-ла-мюзикл посвящен золотому веку Голливуда, джаза и Техниколора и также включен в конкурсную программу. Райан Гослинг и Эмма Стоун влюблены, танцуют и поют, доказывая, что вещество, из которых сделаны грезы, долговечнее и прочнее иных прозаических материй.
Не менее бравурным задумано закрытие под внеконкурсный ремейк «Великолепной семерки» (Magnificent 7) от Антуана Фукуа, где собрались Итан Хоук, Дензел Вашингтон, Крис Пратт, Питер Сарсгаард, Кэм Жиганде, Хейли Беннетт и Мэтт Бомер. В российский прокат фильм выйдет в конце сентября, им же откроется фестиваль в Торонто.
Впервые на кинофестивале, против всех неписанных правил, и разумееется, вне конкурса будет представлен телевизионный продукт, и это одна из самых ожидаемых премьер. Стремительно ставший великим режиссер Паоло Соррентино ставит для HBO сериал о вымышленном главе Ватикана «Молодой Папа»"(The Young Pope) —покажут первые два эпизода.
Обладатель «Золотого льва» прошлого года венесуэльский режиссер Лоренцо Вигас приглашен в жюри и привезет документальную работу «Продавец орхидей» (El Vendedor De Orquídeas) о недавно умершем отце, художнике Освальдо Вигасе, который раскрывается в фильме, по словам режиссера, как «алмаз различных граней».
Хотелось бы, чтобы многогранности искусства хватило нынешней небывало сверкающей программе Мостры. Всего кураторскими стараниями Альберто Барберы к показу отобрано 56 полнометражных картин из 1468 отсмотренных работ. Двадцать из них вошли в основную конкурсную программу. Вот наш вариант великолепной семерки.