К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Турецкий гамбит: 35-й ММКФ отправил главные призы в Азию

Турецкий гамбит: 35-й ММКФ отправил главные призы в Азию
5 фильмов-победителей Московского кинофестиваля

Московский кинофестиваль совершенно наш, до мозга костей российский, плоть от плоти нашей жизни, и в нем как в капле воды и так далее. Со своей неизбывной духотой, толчеей там, где должно быть свободно, и пустотой там, где должно быть тесно; с хамством охранников; с сотрудниками фестиваля, не знающими, что «п…ц» — это матерное слово и как синоним «конец фильма» оно не подходит; с вечным опозданием Никиты Михалкова к нелюбимым журналистам; с неинтересной конкурсной программой — это наш ММКФ. И когда президент фестиваля в ответ на критику говорит: «Кому не нравится — пусть берет и делает сам», — это тоже наше и вечное, которое только что повторилось на 35-м ММКФ, завершившемся в субботу в Москве. О том, каким художественным лентам достались награды в этом году, читайте в галерее Forbes.

«Частица», режиссер Элдем Тепегез

«Частица», режиссер Элдем Тепегез

«Золотой Святой Георгий» за лучший фильм, «Серебряный Святой Георгий» за лучшую женскую роль

Не первой молодости женщина с большим-пребольшим носом из стамбульских трущоб хватается за любую работу, чтобы только прокормить больную дочь и старую мать. Удача каждый раз ускользает, оставляя вместо себя подпольные фабрики с копеечной оплатой, похотливыми начальниками и в геометрической прогрессии растущей безнадежностью. В этом мире нет любви — есть только долг, нет нежности — есть только тихое отчаяние. Стамбул, этот кладезь культуры, — в фильме лишь обшарпанные углы ветхих домов, переполненные мусорные контейнеры и выщербленный асфальт на улицах, по которым мечется в поисках работы героиня. В конце концов женщина примет предложение местного бандюка продать один из своих органов — примет с тем же молчаливым достоинством, с каким она отвергала ухаживания начальника и принимала объедки из ресторана.

«Ливанские эмоции», режиссер Чон Енхен

«Ливанские эмоции», режиссер Чон Енхен

«Серебряный Святой Георгий» за режиссуру

По правде сказать, никто так и не понял, почему психологический триллер, в котором девушку преследует давний знакомый бандит, а она прячется у незнакомого юноши, обуреваемого чувством вины по отношению к умершей матери, называется «Ливанские эмоции». Сам режиссер объяснил это примерно как «а почему бы и нет?» Здесь герои на фоне угрюмого зимнего пейзажа один за другим совершают странные нелогичные поступки. Мотивы этих поступков не имеют ничего общего с житейской логикой, отчего весь фильм поначалу кажется мертвым нагромождением выдуманных страстей. Но постепенно сквозь хаос начинают проступать обаятельные черты той чувственной жизни, что не нуждается в мотивациях. «Сотри случайные черты, и ты увидишь — мир прекрасен». Кажется, весь фильм корейского режиссера и есть планомерное освобождение от случайных черт. Гадкие поступки героя-бандита постепенно складываются в стройную картину зла, а так же лишенные логики поступки двух других главных героев оказываются медленным восхождением к любви.

«Долина прощаний», режиссер Тацуси Омори

«Долина прощаний», режиссер Тацуси Омори

Специальный приз жюри

Медленное-медленное, почти меланхолическое повествование, как это часто бывает в японском кино, насыщено колоссальной внутренней силой. Здесь нет места внешним эмоциям, но тревожная волна накрывает зрителя с головой с самого начала. История о том, как давняя драма — групповое изнасилование юной девушки — возвращается бумерангом трагедии к ее участникам. Жертва и насильник встречаются через много лет, и оказывается, что темные стороны человеческой души не светлеют, если человек не способен сам генерировать свет.

«Иуда», режиссер Андрей Богатырев

«Иуда», режиссер Андрей Богатырев

«Серебряный Святой Георгий» за лучшую мужскую роль Алексею Шевченкову

Этот фильм — экранизация повести Леонида Андреева «Иуда Искариот», своего рода «Евангелие от Иуды», где предатель Сына Человеческого предстает перед нами единственным, кто осмысленно любит Христа и готов проклясть свое имя в веках, лишь бы Его Имя навсегда стало символом любви. Алексей Шевченков, исполнивший роль Иуды, — актер молодой и, судя по всему, глубокие философские пласты, заложенные в повести Андреева, ему неведомы пока в силу возраста. Как и режиссеру Андрею Богатыреву, тоже совсем молодому и оттого не до конца разобравшемуся в евангелических смыслах. Поэтому герои получились вполне одноцветные, полумертвые в собственной хрестоматийности, которую навязывает им режиссер. Для него все ясно и однозначно: апостолы, следующие за Христом, — марионетки в руках собственной слепой любви к Учителю, оттого им уготована роль говорящих голов. Лишь Иуда — мыслящий, жаркий, свободный. Строго следуя режиссерской мысли, таким и рисует своего героя Шевченков. Рисует, надо сказать, очень талантливо, но возникает вопрос: а что, собственно, он так нервничает? Из-за чего? Из-за кого? Из-за этого гладкого, вечно улыбающегося бессмысленной улыбкой человека, похожего на щекастого арабского принца? Иуда здесь несомненно хорош, да только, похоже, скучно ему с апостолами и Христом. И это почти сводит на нет все, о чем думал Леонид Андреев. И, может быть, сам Иуда Искариот.

«Маттерхорн», режиссер Дидерик Эббинге

«Маттерхорн», режиссер Дидерик Эббинге

Приз зрительских симпатий, приз ФИПРЕССИ

«Маттерхорн» — самый трогательный, самый нежный фильм фестиваля. Скромный немолодой житель крохотного городка, где главное развлечение — беседа с пастором о греховности сущего, вдруг начинает менять и понимать собственную жизнь. Его неожиданный бунт против самого себя — зашоренного, серого и ортодоксального — начинается со странной дружбы с местным городским сумасшедшим, одержимым мечтой… выйти за героя замуж. К ужасу местной церковной общины, герой ведет психического под венец, подводя черту под всеми страхами и условностями. Это становится тем переломным моментом, после которого герой окончательно проснулся. Иронические взгляды, которые режиссер бросает через глазок кинокамеры на провинциальную Голландию с ее остановившейся духовной жизнью, с ее социальными фобиями, постепенно переходят на внутренний мир отдельного человека и извлекают из него тонны нерастраченной любви, ума и нежности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+