К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В городе Сочи было не очень: 4 фильма-победителя «Кинотавра»

В городе Сочи было не очень: 4 фильма-победителя «Кинотавра»
Кто и за что получил призы на завершившемся в воскресенье в Сочи кинофестивале «Кинотавр»

В этом году на «Кинотавре», как никогда ранее, даже острее, чем в безвременные 1990-е, стало ясно: количество не перешло в качество. И в ближайшем будущем не перейдет.

У российского кино подгибаются ноги. У него есть голова, есть руки, даже душа, а ноги слабенькие. Голове, рукам, душе не на чем держаться. Кризис идей, выражающийся в катастрофическом дефиците сценариев и добротной драматургии, накрыл нас с головой. Едва ли не все конкурсные фильмы — исключения крайне редки — грешат драматургическими нестыковками, необъяснимым поведением героев, полнейшей абракадаброй в мозгах персонажей. Если бы в зале сидел Станиславский, он бы устал повторять свое хрестоматийное «Не верю!» — наверное, написал бы плакат и просто вывешивал во время каждого (почти каждого) фильма.

Строгое жюри по предводительством Александра Митты распределило все призы по четырем фильмам — по тем, в которых драматургическая основа как раз не позволила всей конструкции рассыпаться еще в самом начале. О том, что это за фильмы, читайте в нашей галерее.

«Географ глобус пропил» Александра Велединского

«Географ глобус пропил» Александра Велединского

Гран-при, приз за сценарий (Денис Осокин), приз за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский), приз жюри кинопрокатчиков

«Виктор Сергеевич, вы боитесь смерти?» — спрашивает ученица главного героя, своего учителя географии. — «Боюсь». — «Почему?» — «Привык жить». Главный герой фильма «Географ глобус пропил» по роману Алексея Иванова — пьяница, хулиган, обольститель и почти гениальный учитель Виктор Служкин — действительно привык жить. Он привык жить, несмотря на то что жизни вокруг и внутри его уже нет, есть только желание все поскорее прекратить.

Роман Иванова — исповедь современного интеллигента-лузера, больше озабоченного тем, как разобраться с очередной бутылкой портвейна, чем с собственной женой. Его любовь — это частокол из всевозможных «нельзя». Нельзя держать при себе жену, если она полюбила твоего друга. Нельзя отказать другу от дома, даже если он спит с твоей женой. Нельзя прикоснуться к своей красавице-ученице, влюбленной в учителя со всей страстью 15-летней разочаровавшейся в жизни женщины.

Велединский — режиссер, умеющий снимать грусть. Он отлично снял ее в фильмах «Русское», «Живой», сказав в них те слова, которые может сказать только отчаянно влюбленный в свое поколение художник. Он почти минималист в своей режиссуре: в его руках актеры умудряются самыми малыми средствами внешнего изображения высказать тонны чувств. И Хабенский, играющий географа, в руках Велединского вдруг преобразился — слетел весь пыльный налет ерундовых «Адмиралов», «Убойных сил», «Выкрутасов», «Ночных/дневных дозоров» — всего того потока не слишком осмысленного кино, которое в последние годы накрыло Хабенского с головой. Он снова научился играть глазами, уголками губ, приподнятой бровью. Хорошо, что не забыл. Хотя мы очень боялись…

«Труба» Виталия Манского

«Труба» Виталия Манского

Приз за лучшую режиссуру, приз Гильдии кинокритиков

Присуждение приза за режиссуру Манскому осталось не совсем понятным публике потому лишь, что у нас начисто отсутствует культура «потребления» документального кино. И в этом смысле приз «Трубе» (помимо, разумеется, справедливости признания его достоинств) — еще и лишнее напоминание профессионалов о том, что знает весь мир: документальное кино давно уже для всего мира стало таким же привычным, как и игровое, оно идет в прокате, на него стоят очереди.

Действие фильма разворачивается рядом с невидимой трубой — газопроводом Уренгой — Помары — Ужгород. Вдоль нее стоят города и села, живут, женятся, учатся, пьянствуют и умирают люди. Для них труба — это невидимое мифическое существо, как для нового москвича Третьяковка. Знают, что есть, но никогда не видели. То, от чего во многом зависит жизнь громадного государства, почитающего себя сверхдержавой, ничего не значит для миллионов людей. И в определенном смысле об этом и снят фильм. Потому что чем западнее продвигается вдоль трубы съемочная группа, тем светлее лица героев фильма, тем сытнее у них обеды, выше пенсия, чище ботинки… Манский выбирает лица и судьбы, про которых хоть сразу тома писать — а все равно не поверят. Старушка с сыном-инвалидом, живущая под той самой трубой на пенсию в полкопейки и уверенная, что только смирение способно украсить жизнь… Квартет пенсионеров-духовиков в умирающем поселке… Вечный огонь в украинском городке, который в целях экономии зажигают лишь на несколько часов раз в год, на 9 мая…

Это твоя родина, сынок…

«Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко

«Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко

Диплом Гильдии кинокритиков, приз за лучший сценарий (Денис Осокин), приз за лучшую операторскую работу (Шандор Беркеши)

Фильм Федорченко, состоящий из двадцати двух новелл по мифам луговых мари, — сплошной кислород, неожиданное для нашего кино легкое дыхание, настоящий народный юмор, слегка помятый режиссерскими руками, как податливый гипс, и принявший форму законченного произведения. Какие мифы и правда существуют у марийцев, какие додумал сценарист — кто уж сейчас разберет? Все двадцать две новеллы — о любви. Странные, чарующие, страшноватые. Вот, скажем, рассказ о лесной ведьме по имени Овда, влюбившейся в местного красавца и требующей у его жены отпустить его к ней на одну ночь. Та не соглашается, и тогда ведьма насылает проклятие: как только муж приближается к жене, у нее начинает чирикать причинное место. Они уж и зернышками его кормят, и обмануть пытаются — никак. Что остается мужу ради спасения семьи? Правильно, именно это. Да только таких методов спасения семьи жена тоже не принимает — и ведьмина любовь оборачивается трагедией. Герои фильма говорят на марийском языке, и это совсем погружает зрителя в тот неведомый мир, где ведьмы отбивают мужей, невесты оказываются любовницами ветра и улетают с ним навсегда, выкопанный из земли зомби, отправленный наказать неверную возлюбленную, волею полицейского возвращается обратно и карает героя, а тем временем из могилы на краю деревни на сороковой день встает мертвец, чтобы по марийскому обычаю перед вечным путешествием на один день вернуться в семью.

«Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова

«Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова

«Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова

Диплом Гильдии кинокритиков, приз за лучший дебют, приз за лучшую женскую роль (Юлия Ауг)

«Мы планируем падение уровня нравственности в 2020 году на 30%», — бубнит человек при галстуке на представительном совещании. За столом — десяток галстучных мужчин. Во главе стола — строгая женщина с большим бюстом, щедрой задницей и тусклыми глазами. Вдруг в глазах появляется легкий блеск, и мы начинаем видеть происходящее этими глазами. А видят они с десяток совершенно голых мужиков со скучными пенисами. Героиня пытается встряхнуться, но наваждение не уходит. Тогда уходит она, а мужики, встав ее проводить, демонстрируют такие же скучные задницы. Героиня Юлии Ауг уходит домой, где, размышляя о нравственности, бойко трудится вибратором — да так бойко, что батарейки не выдерживают.

Весь мир в поисках сексуальной идентификации. Люди носятся по миру в поисках половой гармонии, набивают шишки, сталкиваются лбами, падают жертвами собственной неудовлетворенности и собственной переудовлетворенности. Фильм произвел фурор и вызвал припадки смеха в зале. Правда, многие считают, что в фильме многовато обнаженных половых органов, тем более что они и правда ничего по смыслу не добавляют, а путь в прокат намертво закрывают. Но хвала артистам, показавшим свой низ без прикрас.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+