К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Самые дорогие украденные предметы искусства

Самые дорогие украденные предметы искусства
На Златоустовской оружейной фабрике пропало 100 предметов антикварного оружия на миллиард рублей. Это преступление имеет все шансы попасть в список самых крупных в истории

На черном рынке продажа предметов искусства по востребованности, конечно, проигрывает торговле наркотиками, оружием и сексуальными услугами. Тем не менее кража музейных экспонатов или культурных ценностей из частных коллекций с целью их последующей реализации давно стала элементом четко отлаженного и прибыльного бизнеса. Оборот одного только американского подпольного арт-рынка специалисты оценивают в шесть миллиардов долларов. Неудивительно, что в мире ежегодно пропадают десятки тысяч картин, скульптур, гравюр, коллажей, что год от года только прибавляют в стоимости. Forbes составил список из десяти самых дорогих похищенных произведений искусства, судьба которых остается тайной, покрытой мраком.

Рафаэль «Портрет молодого человека»
www.allart.biz

Рафаэль «Портрет молодого человека»

Стоимость: около $100 млн

Нацисты совершили множество преступлений против искусства: неугодный им авангард нацисты признавали «дегенеративным», а образцы классической живописи присваивали. Так произошло и с полотном Рафаэля, которое принадлежало знатному польскому роду Чарторыйских. «Портрет молодого человека» был конфискован в 1939 году. Незадолго до окончания Второй мировой войны картина попала в руки генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка. В ходе допросов накануне Нюрнбергского процесса он перечислил места, где проигравшая сторона прятала украденную живопись, но шедевра Рафаэля там не оказалось. На след портрета удалось напасть лишь в 2012 году: сообщалось, что он якобы находится в банковском хранилище на территории то ли США, то ли Европы.

Винсент Ван Гог «Маки»
www.visualcollisions.wordpress.com

Винсент Ван Гог «Маки»

Стоимость: около $50 млн.

Картину голландского постмодерниста украли в 2010 году из каирского Музея Мухаммеда Махмуда Халиля, который вот-вот должен был закрыться на ремонт. Видимо, поэтому там толком не работала ни подведенная к экспонатам сигнализация, ни аппаратура слежения. В надежде перехватить картину спецслужбы блокировали аэропорты, вокзалы, причалы, но все усилия оказались тщетными. Спустя пару лет британские эксперты сделали сенсационное заявление о том, что настоящие «Маки» были похищены из музея еще в 1977 году и воры рисковали свободой ради подделки. Оригинал же сначала находился в распоряжении некоего египетского чиновника, а позже был выгодно продан за границу. Однозначно подтвердить или опровергнуть эту информацию не могут по сей день.

Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком»
Fotodom

Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком»

Стоимость: около $28 млн.

В мае 2010 года во Франции произошло ограбление века — во всяком случае, таковым его считают любители живописи. Похититель, который, скорее всего, действовал в одиночку, проник в Парижский музей современного искусства, взломав оконную решетку. Не торопясь, он вытащил из рам пять картин Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоржа Брака, Амедео Модильяни и Фернана Леже. Судя по записям с камер, преступник вел себя спокойно, словно был уверен, что его не поймают. Он ошибался: через полтора года после кражи сыщики вычислили и вора, и заказчика. Последний признался, что, почувствовав слежку, запаниковал и уничтожил все полотна, включая самое ценное — «Голубя с зеленым горошком». Полиция его словам не поверила и продолжает искать украденное.

Микеланджело Меризи да Караваджо «Рождество со Святыми Франциском и Лаврентием»
www.caravaggio400.wordpress.com

Микеланджело Меризи да Караваджо «Рождество со Святыми Франциском и Лаврентием»

Стоимость: около $20 млн.

Традиция хранить великие полотна в храмах и соборах сыграла с итальянцами злую шутку: в 1969 году из часовни Сан Лоренцо в Палермо исчезла одна из работ Караваджо. Главными подозреваемыми в краже считались представители сицилийской мафии, но спецслужбам долгое время не удавалось отыскать ни заказчиков, ни исполнителей, ни саму картину. Правда о печальной судьбе «Рождества» открылась в 2009 году, когда киллер Гаспаре Спатуцца на суде рассказал о том, что картину держали в сарае на ферме семьи Пуллара. Мафиози не посчитали нужным позаботиться о полотне, и его обглодали крысы и свиньи. Поняв, что поврежденный холст продать не удастся, его сожгли. Общественность, впрочем, до сих пор надеется найти опровержение показаниям Спатуцци.

Поль Сезанн «Вид на Овер-сюр-Уаз»

Поль Сезанн «Вид на Овер-сюр-Уаз»

Стоимость: около $5 млн.

Роскошный новогодний подарок сделал себе в 1999 году организатор кражи картины «Вид на Овер-сюр-Уаз» из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде. Пока вся страна запускала фейерверки, пила шампанское и отсчитывала секунды до наступления миллениума, вор незамеченным пробрался в зал, где были представлены полотна импрессионистов, и унес одно из самых ценных. Естественно, ни о какой бдительности охранников в ночь нового тысячелетия и речи быть не могло, за что они впоследствии поплатились рабочими местами. Интересно, кстати, что сам Сезанн не был до конца удовлетворен своей работой: он не оставил на холсте подписи, а значит, считал его незаконченным. На экспертную оценку стоимоcти «Вида на Овер-сюр-Уаз» это не слишком повлияло.

Генри Мур «Лежащая фигура»
Henry Moore Foundation PA

Генри Мур «Лежащая фигура»

Стоимость: около $4,6 млн.

Каких бы размеров ни была картина, ее транспортировка после кражи особой проблемы не представляет: вырезал из рамы, скрутил в рулон — и неси куда хочешь. Со скульптурами дело обстоит существенно сложнее, однако умельцы находятся и тут: в 2005 году в Британии трое неизвестных похитили статую, размеры которой достигали трех с половиной метров в длину и двух — в высоту и ширину. «Лежащая фигура», созданная модернистом Генри Муром, находилась на территории принадлежавшего ему поместья в графстве Хертфордшир. Скультуру за считаные минуты подняли в кузов грузовика с помощью лебедки – прямо под камерами наружного наблюдения. После нескольких лет безуспешных поисков полиция пришла к выводу, что «Лежащая фигура» была переплавлена.

Скрипка Давыдов-Морини работы Страдивари

Скрипка Давыдов-Морини работы Страдивари

Стоимость: около $3 млн.

Одно из самых циничных похищений в области искусства было совершено в 1995 году, когда из нью-йоркской квартиры известной австрийской скрипачки Эрики Морини пропал инструмент, изготовленный самим Антонио Страдивари. Женщина, которой к тому времени уже перевалило за 90 лет, находилась в больнице в тяжелом состоянии. Посовещавшись, друзья и родственники Морини решили не сообщать ей печальную новость: боялись, что сердце старушки просто не выдержит такой утраты, ведь скрипку ей подарил отец более полувека назад. Морини умерла спустя считаные дни — в счастливом неведении. Поскольку следов взлома в квартире обнаружено не было, полиция полагает, что ответственность за кражу, вероятнее всего, лежит на плечах человека, вхожего в семью почившей старушки.

Огюст Ренуар «Мадлен с цветами в волосах, опирающаяся на локоть»
www.wikipaintings.org

Огюст Ренуар «Мадлен с цветами в волосах, опирающаяся на локоть»

Стоимость: около $1 млн.

Дорогостоящие картины редко становятся случайной добычей: как правило, на них ведется долгая и прицельная охота. Исключение в этом смысле составляет полотно Огюста Ренуара, которое досталось грабителю просто по стечению обстоятельств. 8 сентября 2011 года вооруженный мужчина ворвался в богатый дом на западе Хьюстона в штате Техас и, угрожая пистолетом, потребовал выложить на стол деньги и драгоценности. Перепуганный хозяин нашел в себе силы только на то, чтобы указать на висевшую на стене картину и назвать ее примерную стоимость. Обрадовавшись неожиданной удаче, преступник схватил «Мадлен» и скрылся во тьме. На этом его везение закончилось: полиция уверена, что тайно сбыть столь ценнный предмет искусства у рядового вора не получится.

Франц ван Мирис Старший «Кавалер»
Fotobank·Getty Images

Франц ван Мирис Старший «Кавалер»

Стоимость: около $1 млн.

Вряд ли голландский портретист Франц ван Мирис Старший предполагал, что его склонность писать картины маленького формата в дальнейшем будет на руку грабителям. Сотрудники Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Австралии, откуда в 2007 году пропал автопортрет ван Мириса, предполагают, что на преступление вора вдохновили именно небольшие размеры полотна — всего 20 на 16 сантиметров. Более того, специалисты склонны считать кражу спонтанной: кто-то из посетителей внезапно осознал, что унести «Кавалера» в сумке не составит труда — и тут же осуществил задуманное. При этом в его цели вряд ли входила перепродажа, а значит, найти картину, скорее всего, уже не удастся, и она впредь будет украшать стену самой обычной квартиры или дома.

Барбара Хэпуорт «Две формы»
Fotobank·Getty Images

Барбара Хэпуорт «Две формы»

Стоимость: около $900 000

Идея сохранения национального культурного наследия крайне популярна среди жителей Туманного Альбиона. Тем не менее украденные предприимчивыми британцами статуи с завидной регулярностью попадают в местные пункты приема металлолома. Причем речь идет не только о безликих уличных украшениях, но и о работах признанных мастеров. По статистике, преступления такого характера ежегодно приносят государству ущерб в размере £700 000. В 2011 году лондонская полиция сообщила о том, что в Скотланд-Ярде появится специальное подразделение по борьбе с хищениями металлических предметов. Угроза не подействовала: на следующий же день выяснилось, что из Далвич-парка исчезла скульптура Барбары Хэпуорт «Две формы». Надежда на ее возвращение невелика.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+