К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Битвы патриотов


Кто устраивает бои профессиональных русских боксеров.

Давно анонсированный «бой десятилетия» за звание чемпиона мира в супертяжелом весе между боксерами Владимиром Кличко и Александром Поветкиным состоялся 5 октября 2013 года. Московский спорткомплекс «Олимпийский» был забит под завязку. При официальных ценах от 1500 до 150 000 рублей у спекулянтов места в партере взлетели до $20 000, и все 14 000 билетов были распроданы.

Гимны Украины и России на ринге вживую исполнили украинская певица Джамала и Иосиф Кобзон, трансляцию вели американская кабельная сеть HBO, немецкая RTL и российский «Первый канал». Гонорарный фонд боя составил $23 млн. Отстоявшему чемпионский титул Владимиру Кличко досталось $17 млн, российский боксер проиграл, но получил $6 млн. Смогли ли заработать на этом дорогостоящем шоу организаторы?

Права на поединок Кличко с Поветкиным на торгах Всемирной боксерской ассоциации (WBA) в Панаме за те же $23 млн выкупил предприниматель Андрей Рябинский, основатель «Группы компаний МИЦ», входящей в тридцатку крупнейших российских застройщиков c годовой выручкой 46 млрд рублей (данные за 2014 год). Рябинский в юности занимался боксом, он кандидат в мастера спорта. За боксом всегда следил, связей с боксерами не терял. «К реальным действиям решил перейти, когда узнал о ситуации, создавшейся вокруг боя Саши Поветкина с Владимиром Кличко», — говорит предприниматель.

 

Заработать на поединке Рябинский не рассчитывал, ему было важно провести бой в Москве. «Никто не брался провести бой в России, — рассказывает Рябинский. — Я понимал, что Сашу увезут в Германию, где Кличко у него легко выиграет. Место проведения не решает, но влияет на исход боя». На следующий день после того как стало известно, что поединок выкупил российский предприниматель, ему позвонили из компании «Роснефть» и пригласили на встречу с ее руководителем Игорем Сечиным. Оказалось, что нефтяная компания собиралась сама выкупить права на проведение «боя десятилетия», но по каким-то техническим причинам не смогла этого сделать. В своем кабинете на Софийской набережной глава «Роснефти» предложил Андрею Рябинскому выкупить у него поединок, но предприниматель отказался, предложив в ответ равноправное партнерство. Сечин согласился.

«По организации боя все прошло четко, — рассказывает Рябинский. — Выбор площадки, ее аренда, пиар и реклама, продажа билетов. В боксе, как и в любом бизнесе, надо понимать процессы, а в бизнесе я далеко не новичок». Организаторы боя получают все права на продажу телетрансляции и рекламы. Бой транслировали в США, на Украине, в России и Германии. Сколько заплатили телеканалы за поединок, Рябинский не говорит, известно, что только от немецкой RTL организаторы получили €5,5 млн. Рекламу на сторону продавать не стали — на углах, покрытии ринга и канатах разместили логотипы «Роснефти» и «Группы компаний МИЦ».

 

Расходы на проведение поединка, включая аренду «Олимпийского», составили $800 000. Еще $23 млн были выплачены за права на проведение боя — эти деньги идут в гонорарный фонд боксеров-участников. Как правило, 70% получает чемпион, остальное достается претенденту (если в поединке участвуют боксеры без титулов, гонорарный фонд делится пополам). В итоге практически все деньги удалось вернуть. «Я знал, что буду в небольшом минусе, меня это не особо тревожило, ведь у меня есть прибыльный бизнес, — рассказывает предприниматель. — Для меня это была имиджевая история». «Бой десятилетия» оказался не таким захватывающим, как ожидалось. По результатам 12 довольно вялых раундов судьи отдали победу Кличко. Несмотря на разочарование зрителей и Игоря Сечина, чье недовольное лицо мелькнуло в трансляции «Первого канала», комментатор назвал поединок «началом большого бокса, поистине большого бокса в нашей стране».

Андрей Рябинский жалеет, что не сам занимался подготовкой Поветкина к поединку и боксер вышел на ринг не в лучшей форме. В конце 2013 года Рябинский создал собственную промоутерскую компанию «Мир Бокса», которая в феврале 2014 года подписала контракт с Поветкиным. С тех пор предприниматель контролирует подготовку спорт-смена, подбирает совместно с ним тренера, спарринг-партнеров. «Мир Бокса» также подписал контракты с чемпионами мира Денисом Лебедевым, Григорием Дроздом, Рахимом Чахкиевым. Компания проводит в среднем четыре крупных мероприятия в год в России и два за рубежом, эксперты называют ее крупнейшей промоутерской компанией в стране, практически монополистом на рынке профессионального бокса. «На Западе проведение поединков гораздо выгоднее, но мы пока туда не стремимся, — рассказывает Рябинский. — Мне важно создать максимальные условия для боксера, сделать его чемпионом, что увеличивает его стоимость и возможности для участия в поединках на Западе». На проведение поединков Рябинский тратит в год примерно 550 млн рублей, а выручка от них не превышает 400 млн (60% — продажа прав на телетрансляции, 20% — билеты, 20% — реклама и спонсоры). «На прибыль рассчитываем выйти позже», — спокойно говорит Рябинский.

Профессиональные боксерские бои в России проводились задолго до того, как их организацией занялся Андрей Рябинский. До недавнего времени самым успешным и известным промоутером в этом виде спорта считался Владимир Хрюнов, который в 2006 году впервые в истории организовал и провел в России бой за звание чемпиона мира по версии WBC между Олегом Маскаевым и угандийцем Питером Охелло. Знаковым для развития российского профессионального бокса Хрюнов считает поединок Дениса Лебедева и легендарного Роя Джонса — младшего, первого в истории бокса чемпиона в четырех весах — среднем, втором среднем, полутяжелом и тяжелом. «С этого поединка профессиональный бокс в России стал бизнесом», — считает Хрюнов.

 

В декабре 2010 года претендент Лебедев проиграл в Берлине чемпиону Марко Хуко. Промоутер убежден, что российского боксера в Германии засудили. «Ответить на это можно было только организацией большого боя, я позвонил людям Джонса, спросил: сколько хотите? У вас, говорят, в России таких денег нет, — вспоминает Хрюнов. — Пришло письмо с действительно большой суммой, но я сразу ответил, что согласен».

По его словам, уже первый день продаж билетов на бой, который состоялся в мае 2011 года, принес $100 000, а всего их было продано на $1 млн. За €300 000 было продано право на трансляцию, вдобавок к этому телеканал «Россия-2» на свои средства снял в США фильм о Джонсе.

Поединок прошел на баскетбольной арене «Динамо» в Крылатском, на последних секундах 10-го раунда Лебедев провел серию ударов, от которых американский боксер оказался в стоячем нокауте, но рефери не стал останавливать бой, и после еще одного сильнейшего удара Джонс упал. Гонорар поверженной американской легенды, по неофициальным данным, составил $500 000. О своей прибыли в этом поединке Владимир Хрюнов не говорит, но уверяет, что «финансовый результат был огромным».

По его словам, боксерские мероприятия, которые он организовывал, приносили в среднем $1 млн прибыли, за год удавалось провести шесть-семь шоу. За время своей промоутерской карьеры, начиная с боксерского шоу в подмосковном Подольске, которое Хрюнов организовал в 2003 году, он провел более трех десятков поединков, но самым драматичным для него стал последний бой Роя Джонса. После поражения в 2011 году от Дениса Лебедева сотрудничество американского боксера и российского промоутера крепло год от года. Хрюнов провел несколько поединков с участием Джонса, организовал для читающего рэп боксера тур с концертами по России, а в августе 2015 года добился его встречи с президентом Владимиром Путиным, на которой американец попросил российское гражданство (в сентябре он его получил).

Двенадцатого декабря 2015 года Рой Джонс провел своей первый бой под российским флагом, как оказалось, последний в его карьере. В четвертом раунде британец Энцо Маккаринелли отправил американца с российским паспортом в глубокий нокаут, из которого врачи выводили его больше 10 минут. Ночью 13 декабря Андрей Рябинский написал в своем твиттере: «Вы понимаете, что вы натворили? Такого боксера! В 46 лет! Зачем гнать его на ринг? Бред! Показуха! Такого бойца так бестолково слить. Так всех подставить! И Роя, и страну! Володя, ну если нужны деньги, ну скажи, я дам, что-то придумаем, но не позорь страну! Володя Хрюнов тут имеется в виду. Вы о ком подумали, вообще?»

 

После поединка появились сообщения в СМИ о том, что Хрюнов сделал ставку на поражение своего боксера, но промоутер это отрицал. Через пару дней после боя Джонс заявил о смене промоутера. И это притом что Хрюнов по соглашению с Джонсом был обязан погасить в США его долги на $3 млн из совместных доходов.

К 2016 году промоутер остался практически без звезд. Еще летом 2015 года от Хрюнова ушли Поветкин, Дрозд, Трояновский, Лебедев (теперь они все в «Мире Бокса» Андрея Рябинского). «Поражения Джонса никто не ожидал, есть люди, считающие, что можно было договориться о его победе, а я не могу этого позволить, поэтому эти люди и недовольны», — говорит Хрюнов. В 2016 году при его участии была создана Профессиональная лига по рукопашному бою, теперь у промоутера есть и новое направление бизнеса — проведение боев в этом виде спорта.

Рябинский Владимира Хрюнова обсуждать отказался, у него сейчас другие заботы. После интервью с Forbes он пошел в переговорную, где его уже ожидали Александр Поветкин, юристы и менеджеры промоутерской компании «Мир Бокса». Через полчаса вышел пресс-релиз, в котором говорилось о судебном иске в Районный суд США Южного округа штата Нью-Йорк о защите чести и достоинства с требованием выплатить $34 млн Рябинскому и Поветкину. 21 мая должен был состояться поединок российского боксера с чемпионом мира Деонтеем Уайлдером, но четвертая из шести проб на допинг, сданных Поветкиным, оказалась положительной — в ней обнаружили мельдоний (0,007 мкг на 1 мл). Бой был перенесен до выяснения деталей, однако американские участники несостоявшегося шоу, как говорит Рябинский, «поспешили заявить, что бой был отменен, а российский боксер принимает допинг». Предприниматель заплатил за права на этот поединок $7,5 млн. Если суд признает его правоту, основатель «Группы компаний «МИЦ» впервые получит прибыль в профессиональном боксе.

Цифры

  • $275 млн заработал американский боксер Флойд Мейвезер на поединке с филиппинцем Мэнни Пакьяо и занял верхнюю строчку в рейтинге знаменитостей Forbes в 2015 году (общий доход боксера за год составил $300 млн).
  • $1,6 млн отсудил в 2015 году Андрей Рябинский у американского промоутера Дона Кинга за сорванный бой между Денисом Лебедевым и Гильермо Джонса из-за положительного результата теста на допинг у панамского боксера.
  • 4,4 млн человек купили платную трансляцию боя Флойда Мейвезера и Мэнни Пакью, доход от трансляции составил рекордные $437 млн.
  • 44 из 50 выигранных боев Майк Тайсон закончил нокаутом (всего он провел 58 боев).
  • 132 000 зрителей смотрели бой Хулио Чавеса с Грегом Хогеном на стадионе «Ацтека» в Мехико в 1993 году.

Источники: Forbes.com, Ведомости, championat.com, Федерация бокса России

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+