Кто помог Саше Овечкину стать звездой НХЛ и мультимиллионером.
В начале января 2008 года около тысячи самых преданных болельщиков американского хоккейного клуба Washington Capitals собрались на домашней арене Verizon Center на team party — вечеринку, где владельцы годовых абонементов могут пообщаться с игроками, получить автографы и сувениры. В разгар праздника на сцену вышел владелец клуба Тед Леонсис и печально произнес: «Сегодня был очень нервный день. К моему сожалению, я должен сообщить, что слухи о том, что мы смогли переподписать контракт с Алексом Овечкиным на следующие шесть лет, — неправда». Леонсис окинул взглядом обескураженных фанатов Capitals, а потом, усмехнувшись, с гордостью пояснил: «Мы подписали Алекса Овечкина на 13 лет!» Публика разразилась восторженными криками и аплодисментами.
Ови — так прозвали Овечкина американские зрители —- значил для вашингтонской команды слишком много. Результативность россиянина (за три первых года в НХЛ он забросил 163 шайбы) дала владельцу и болельщикам клуба надежду выбраться из числа аутсайдеров НХЛ. Ожидания оправдались — в сезоне 2007/2008 Washington Capitals впервые за шесть лет вышел в плей-офф Кубка Стэнли и с тех пор только однажды (в сезоне 2013/2014) не попал туда. Впрочем, добраться до финала Кубка Стэнли «столичным» во главе с Ови пока ни разу не удалось.
У самого 22-летнего Овечкина, который в тот январский вечер скромно стоял неподалеку от Леонсиса в одном ряду с другими игроками клуба, тоже был повод для гордости. Сумма контракта, о котором только что объявил владелец Washington Capitals, стала самой крупной в истории НХЛ и составила $124 млн. При этом спортивным агентам, которые обычно помогают хоккеистам договариваться с клубами, не досталось ни цента. Переговоры с Леонсисом вели родители Ови Татьяна и Михаил Овечкины — двукратная олимпийская чемпионка по баскетболу и бывший футболист московского «Динамо». Именно они уже больше 10 лет занимаются всеми делами хоккеиста в США и следят за тем, чтобы в головокружительной карьере сына не возникало препятствий.
Ови-мама
В начале карьеры в США агент у Овечкина все же был. Его звали Дон Миэн. Это он уговорил Овечкиных согласиться в 2005 году на переезд их сына в США и дать добро на предложение генерального менеджера Capitals Джорджа Макфи. В 2004 году Овечкин, игравший тогда за родное московское «Динамо», был выбран Washington Capitals под первым номером на драфте (до него этой чести удостаивался только Илья Ковальчук), однако из-за локаута в НХЛ предложение о подписании контракта пришлось перенести. Овечкин, продолжив в сезоне 2004/2005 выступать за «Динамо», выиграл чемпионат страны и удачно выступил на молодежном и взрослом чемпионатах мира, завоевав серебряную и бронзовую медали. После окончания локаута Capitals вновь заговорили о контракте, но 20-летний парень, с детства мечтавший повторить успех Павла Буре и играть в НХЛ, согласился не сразу.
«Нам и хотелось, и не хотелось, было немного страшно, казалось, нужно, чтобы Саша еще немного окреп», — вспоминает этот момент Татьяна Овечкина в беседе с Forbes. К тому времени, объясняет она, у сына истек контракт с «Динамо», с подписанием нового клуб медлил, поэтому семья начала переговоры с омским «Авангардом», который предлагал за переход огромные деньги (по данным СМИ, личный контракт мог составить около $2 млн). «Но потом мы подумали, Саша ведь всегда хотел играть в НХЛ, и если зовут, то чего бояться-то? Надо ехать!» — в голосе матери Овечкина появляются задорные нотки. Московское «Динамо» после перехода Овечкина в НХЛ попыталось получить от Washington Capitals компенсацию, заявив о своих правах на хоккеиста. Однако суд Вашингтона в январе 2006 года отклонил иск российского клуба. «Саша уезжал в США чистым, у него не было никаких обязательств ни перед кем, а «Динамо» потом начало придумывать какие-то виртуальные контракты», — утверждает мать хоккеиста.
Условия, на которых россиянин стал играть в Washington Capitals, были лучше тех, что предлагал «Авангард». Клуб подписал с Овечкиным трехлетний контракт и стал платить максимальные для новичка в НХЛ деньги — $3,85 млн в год. Для выступлений Александр выбрал форму с номером восемь. Под этим номером в советское время играла в баскетбол Татьяна Овечкина. По деловому тону матери хоккеиста чувствуется, что она давно не испытывает страха перед миром НХЛ и старается абсолютно все, что связано с сыном, держать под контролем. По ее словам, после переезда Саши она и ее муж постоянно поддерживали его, звонили, навещали и интересовались делами новоиспеченного энхаэловца.
Примерно через год семья Овечкиных решила отказаться от услуг Дона Миэна. «Мы просто решили, что сможем вести дела самостоятельно, — говорит Татьяна, — но мы благодарны и Миэну, и особенно сотруднице его агентства Сюзанне. Она очень помогла Саше во всех бытовых вопросах в первый год жизни». Сумму, которую Ови платил Миэну, Овечкина не называет. По данным американского Forbes, средняя комиссия, которую хоккеисты платят агентам за переговоры с клубами и ведение их дел, составляет 3–4% от суммы контракта. Но иногда, особенно для новичков лиги, эта доля может быть и больше.
После увольнения Миэна родители Овечкина стали чаще бывать в Вашингтоне и обзаводиться полезными знакомствами в США. Их помощником по всем вопросам, связанным с ведением дел за границей, стал Константин Селиневич, живший в американской столице и, как рассказывает Татьяна Овечкина, работавший спортивным агентом в легкой атлетике. «Костя — очень хороший молодой человек. Спасибо ему большое. Он помогал нам, и особенно Саше, на первых порах, давал советы, был всегда рядом, и нам с ним было очень легко», — говорит мать Овечкина. До 2009 года спортивная пресса называла Селиневича личным менеджером Овечкина, однако затем он неожиданно сменил специализацию на искусство и стал продюсером примы Мариинки и Американского театра балета Дианы Вишневой. Позднее Вишнева и Селиневич поженились.
Самым незаменимым для Овечкиных человеком стал финансовый менеджер Джордж Ленда. Его услугами Ови посоветовал воспользоваться один из одноклубников. Мать Овечкина говорит, что Ленда помогает в оформлении финансовых документов чуть ли не половине игроков НХЛ. В разговоре она несколько раз назвала его Игорем. «У него украинские корни, — поясняет Татьяна Овечкина. — Он и его помощница Лиса помогают нам вовремя и правильно платить налоги и решать все финансовые вопросы. А еще Игорь всегда выступает в качестве переводчика на переговорах, потому что знает и русский, и английский».
На вопрос, было ли родителям Овечкина трудно на первых порах заниматься делами сына в чужой стране, Татьяна Овечкина восклицает: «Слушайте, а чего здесь сложного, я не пойму? Я же вообще-то президент баскетбольного клуба «Динамо». И с такой игрой, с такой харизмой, как у Саши, это было не очень трудно».
Тем не менее переговоры о новом контракте семья Овечкиных (родители, сам хоккеист и его брат Михаил) начала заранее, еще в 2007 году. Тед Леонсис предложил заключить шестилетнее соглашение, предусматривающее выплату ежегодной зарплаты $7,5 млн. Овечкины отказались. Стороны взяли паузу, а затем владелец Washington Capitals согласился заплатить столько, сколько Овечкины захотят. «Мы назвали срок и сумму: 13 лет и $124 млн. Разногласий у нас не было и не могло быть. Леонсис и генеральный менеджер клуба согласились», — утверждает мать хоккеиста. По условиям контракта первые шесть лет с момента подписания Овечкин должен получать ежегодно по $9 млн, каждый следующий год — по $10 млн.
За семь c половиной лет Ови заработал более $60 млн, выступая за Capitals, и смог установить десятки рекордов в мировом хоккее: стал одним из 43 хоккеистов, забивших в матчах НХЛ более 500 шайб, получил 14 призов лиги за индивидуальные достижения, трижды получал золотые медали чемпиона мира в составе российской сборной. Единственная цель, пока оставшаяся недосягаемой, — Кубок Стэнли. Команда Washington Capitals, капитаном которой Овечкин стал в 2010 году, несколько раз приближалась к заветному трофею, но каждый раз терпела неудачу.
Ови-тайм
Ранним утром 11 мая 2016 года несколько человек ехали на такси в Шереметьево, напряженно глядя в свои смартфоны. Они следили за ходом поединка между клубами Washington Capitals и Pittsburgh Penguins. Когда автомобиль доехал до аэропорта, один из пассажиров вздохнул: «Проиграли! Возвращаемся». Одержав в овертайме четвертую победу, «пингвины» выбили Capitals из очередного розыгрыша Кубка Стэнли. Но для сборной России по хоккею, не очень удачно начавшей выступления в домашнем чемпионате мира, и банка «Открытие» это была скорее хорошая новость: освободившийся от игр в НХЛ Ови через несколько дней прилетел в Москву. При чем здесь «Открытие»? В том такси ехала съемочная группа продакшн-студии, которая по заказу банка должна была снять несколько смешных роликов со знаменитым хоккеистом для показа во время трансляций на Евро-2016.
Что общего у лучшего русского хоккеиста в НХЛ с футболом? «Мы для себя еще два года назад решили, что футбольные чемпионаты мира и Европы — одни из немногих событий, которые способны собирать перед телевизором качественную аудиторию и обеспечить с ней регулярный контакт. В 2014 году мы для имиджевой рекламы выбрали в качестве лица банка Криштиану Роналду, в этот раз колебались между Месси и Овечкиным и в итоге решили, что выбор в пользу Александра будет как минимум остроумнее», — объясняет такой неожиданный поворот член правления «Открытия Холдинга» Алексей Карахан.
По словам Карахана, идея привлечь Овечкина появилась в апреле, уже через несколько дней хоккеист согласился участвовать в рекламной кампании банка, оставалось лишь найти время в его жестком спортивном графике. Договорились, что съемки состоятся в середине мая либо в США, если Capitals победит в полуфинале конференции, либо в Москве, если клуб проиграет. Видеоролики, в которых Овечкин чеканит мяч, забивает гол в пустые ворота и играет на тубе, снимали два дня по нескольку часов. «Александр с поставленной задачей справился потрясающе. Он оказался не только великим хоккеистом, но и прекрасным актером», — считает топ-менеджер банка.
О том, что Овечкин не только харизматичный хоккеист, но и не менее харизматичный актер, с которым мечтают сотрудничать десятки брендов, говорит и маркетинговый агент Ови Дэвид Абрутин. Идею зарабатывать c помощью рекламодателей в 2009 году предложило Овечкиным крупное маркетинговое агентство IMG. Овечкины отнеслись к предложению IMG с интересом и согласились на встречу с представлявшим агентство Дэвидом Абрутиным. За плечами Абрутина было несколько лет работы в маркетинговых отделах Washington Capitals и НХЛ, и его предложения показались Татьяне Овечкиной дельными. «Мы встретились, увидели, что парень хороший, хорошо говорит. Решили попробовать», — вспоминает она.
С тех пор Ови, по оценкам американской версии журнала Forbes, ежегодно зарабатывает на рекламных контрактах около $2–3 млн. Это один из лучших показателей в американском хоккее. Ролики для телевидения, рекламные модули, участие в промоакциях и выпуск брендированной продукции — все это есть в бизнес-портфолио Овечкина и пользуется неизменным спросом у рекламодателей. Среди тех, кто сотрудничал в разное время с Александром, — десятки компаний и брендов вроде производителей спортивных товаров Bauer и Nike, сувенирной продукции Fanatics, бритв Gillette, напитка Coca-Cola, сети пиццерий Papa John’s.
До 2014 года по условиям контракта с IMG Овечкин платил комиссию агентству от общей суммы рекламных контрактов, но затем подписал контракт на маркетинговое сопровождение лично с Абрутиным. Рекламный агент подтвердил, что получает комиссию от заключенных контрактов, однако отказался уточнить сумму. Собеседник Forbes, знакомый с деталями соглашений между спортсменами и их агентами, говорит, что комиссия за заключенный контракт с рекламодателем может достигать 15%.
Как мультимиллионер Овечкин распоряжается деньгами? Дом в США, дача в Подмосковье, где живут родители, около десятка автомобилей — о других его тратах и инвестициях до сих пор не было известно. Мать хоккеиста отвечать на вопрос о финансовой стратегии сына не захотела. «Саша не олигарх, а спортсмен. Вы лучше напишите не о том, сколько у него на счету лежит, а о том, что Саша помогает шести детским домам в России, детям-инвалидам в США, — говорит она. — И делает это от всей души».
Сам Овечкин в интервью Forbes (полную версию читайте на сайте forbes.ru) раскрыл секрет. «Я вкладываю в американские облигации, которые по чуть-чуть, но все-таки принесут доход. Деньги зарабатываются потом и кровью, поэтому рисковать ими не очень охота», — объясняет звезда НХЛ. По его словам, на инвестиции в облигации (какие именно, не сказал) приходится около 20% от заработанных им денег. Каждый раз, прежде чем инвестировать, хоккеист прислушивается к советам Джорджа Ленды, которому полностью доверяет. Но финальное решение, подчеркивает Овечкин, все равно принимает он сам. В российские ценные бумаги Ови деньги пока не вкладывал. «Пока я не хочу ими заниматься, потому что нахожусь почти все время в США и мой финансист тоже в Америке, а я сейчас доверяю в таких вопросах только ему», — объясняет хоккеист.
Зуб на будущее
Одна из фирменных «фишек» Овечкина — выбитый передний зуб. Это придает ему брутальность. Говорят, многие болельщики, особенно женского пола, от улыбки Ови без ума. Зуб он потерял в одном из матчей НХЛ в сезоне 2006/2007 и уверяет, что вставит его, только когда закончит играть в хоккей, а иначе его опять выбьют. Чем еще Овечкин планирует заняться после окончания спортивной карьеры? Пока у него, кажется, нет четкого ответа на этот вопрос. Возможных путей как минимум три: стать тренером, спортивным функционером или открыть свой бизнес, как это сделала, например, Мария Шарапова, запустив бренд Sugarpova.
Несколько лет назад Ови окончил в Москве аспирантуру Университета физкультуры, спорта, молодежи и туризма, среди выпускников которого немало талантливых спортсменов и тренеров. Чтобы стать чиновником от спорта, нужно иметь связи, и они у Ови есть. Время от времени он выкладывает в инстаграм фотографии с предпринимателем и членом совета директоров КХЛ Романом Ротенбергом и вице-премьером Аркадием Дворковичем и дружеские комментарии к ним. «Мы познакомились на одном из матчей Washington Capitals несколько лет назад. Постепенно подружились, часто общаемся, поддерживаем друг друга, играли вместе в нескольких благотворительных матчах — и в одной команде, и друг против друга. На тренировках Овечкин давал ценнейшие советы. Жаль, этих тренировок было пока очень мало», — рассказал Forbes Дворкович. За несколько дней до интервью Овечкин вместе с вице-премьером решили попробовать новый вид водного спорта — флайборд. Дворкович был потрясен, как быстро Ови начал его осваивать. «Очень тяжело с ним соревноваться», — признается чиновник.
Что думает вице-премьер о будущем Ови после окончания карьеры в НХЛ? «Он будет активен и в организации российского хоккея, спорта в целом, и в собственном бизнесе, который еще предстоит создать, — считает Дворкович. — Не сомневаюсь, что и на этих поприщах он будет успешен».
Сам Овечкин говорит, что всерьез о будущем еще не задумывается и пока ставит перед собой только две цели — выиграть Кубок Стэнли и золото на Олимпиаде. «Ему еще играть и играть. А там видно будет, что ему ближе окажется, — считает Татьяна Овечкина. — Я знаю точно одно: деньги Сашу не изменили. Знаете, как в песне поется: «Каким ты был, таким ты и остался»? Вот и он такой же — простой и честный парень, как и раньше».
— При участии Марии Тодоровой