Участники и победители шестого конкурса стартапов Forbes.
«Все идеи имеют право на жизнь. Но на старте не имеет значения, насколько вы талантливы, 95% успеха — это кропотливая работа, — считает Елена Шифрина, член жюри «Школы молодого миллиардера», основатель компании BioFoodLab (первое место на конкурсе 2013 года). — Бизнес должен зарабатывать. И было интересно наблюдать, как полуфиналисты развивают бизнес-модель, совершенствуют стратегию, растут в командном плане».
В прошлом году реальный бизнес представляли восемь из десяти полуфиналистов школы Forbes, в этом — шесть из десяти (всего мы получили 94 заявки из 25 городов). Соревновались сервисы доставки продуктовых заказов и уведомлений о работе автоэвакуаторов, проекты сети ландроматов (стиральных машин с купюроприемником) и пунктов сбора ненужной одежды, производства натурального мороженого и мебели из палет. По итогам голосования жюри и редакции Forbes определилась тройка победителей.
Три плюс один
Первого места удостоился Plov.com — онлайн-магазин узбекской еды. Основатель проекта Ильхом Исмаилов, поработав в нескольких инвестиционных компаниях, решил развивать собственный бизнес. В 2015 году к Ильхому присоединились братья — Зафар и Дильшод. На оборудование кухни и создание сайта приема заказов они потратили около миллиона рублей своих сбережений. Plov.com открылся весной 2014 года. Сначала Ильхом Исмаилов угощал пловом друзей-финансистов и однокурсников по бизнес-школе Сколково, а затем сработало сарафанное радио. В декабре 2015 года, сразу после старта конкурса Forbes, он расширил меню — к плову добавил манты, выпечку, сладости, салаты. Это повысило продажи на 88%. Выручка онлайн-магазина за январь — апрель 2016-го по сравнению с аналогичным периодом 2015 года выросла вдвое. Предприниматели увеличили маркетинговый бюджет проекта с 2% до 6% от выручки и начали проводить рекламные кампании в «ВКонтакте» и Instagram. Теперь Исмаиловы планируют развивать франшизу. Начиная с апреля они получили около 200 запросов от потенциальных франчайзи. «И еще мы понимаем, что нам нужно выходить в офлайн, — говорит Ильхом Исмаилов. — Летом люди стараются проводить больше времени на открытом воздухе, в парках. Мы должны быть там, где наш клиент». Приз владельцам Plov.com — программа MBA «Стратегическое управление» от Международной школы бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ.
Серебро — у проекта Mercaux. Это диджитал-платформа для розничной торговли, дающая продавцу моментальный доступ ко всей информации о товарах в магазине, а головному офису — контроль над процессом продаж и качеством сервиса. Продавец, не отходя от покупателя, может быстро проверить ассортимент и предложить те или иные вещи к уже выбранным. Ольга Коцур придумала Mercaux, когда получала степень MBA в Гарварде. Пилотный вариант, опробованный в сети магазинов одежды Kira Plastinina, показал рост продаж на 10%. За то время, пока шел конкурс Forbes, Mercaux вышел на международный рынок. Стартап заключил контакты с итальянской косметической сетью Kiko Milano (800 магазинов) и компанией Benetton, которая внедрила Mercaux в ряде своих магазинов в Москве и регионах России. Компания усовершенствовала свой основной продукт и разработала новые клиентские модули — с возможностями коммуникации между головным офисом ритейлера и конкретным магазином, интеграции контента из приложения в социальные сети. Ольге Коцур удалось закрыть второй раунд инвестиций более чем на $700 000. «Наша цель — дальше масштабировать бизнес и развиваться на международных рынках», — говорит Ольга Коцур. Приз — неделя отдыха на Мальдивах в отелях Baros Maldives и Velassaru Maldives.
Бронзовым призером стал необычный для «Школы молодого миллиардера» проект — благотворительный Charity Shop. Дарья Алексеева, выпускница Финансового университета при Правительстве РФ, задалась целью создать самоокупающуюся модель: собирать ненужную одежду, сортировать, часть отдавать малоимущим семьям, часть продавать, а выручку за вычетом накладных расходов направлять на благотворительность. В ноябре 2014 года она арендовала подвал вблизи станции метро «Третьяковская». Уже на второй месяц Дарья смогла заплатить своим продавцам. С момента подачи заявки на конкурс Charity Shop провел сбор одежды в офисах 27 московских компаний. Став партнером акции «Меняйся», которую проводил гипермаркет «Мега», магазин Алексеевой собрал более 170 т одежды. За время конкурса Forbes месячная выручка проекта выросла с 800 000 рублей до 3,4 млн рублей. «И мы научились работать с изношенной одеждой! — говорит предпринимательница. — Раньше мы сдавали вещи на переработку бесплатно, а сейчас продаем, сделав дотационное направление самоокупаемым». Приз — менторская встреча с ректором бизнес-школы Сколково Андреем Шароновым.
Партнер конкурса — бренд MINI Clubman — выбирал среди полуфиналистов своего фаворита. Им оказался проект Crocodie — мобильное приложение, позволяющее автовладельцам сигнализировать друг другу о работе эвакуаторов на улицах. Специальный приз — двухнедельный тест-драйв и чемодан для путешествий.
«В конкурсе участвовали в основном локальные проекты, нацеленные на один рынок или регион. Наверное, это правильно — сначала обкатать бизнес-модель на небольшом рынке, — комментирует Елена Шифрина. — Но мне показалось, что многие проекты слишком осторожничают, долго прощупывают почву для развития. Я бы посоветовала быть более настойчивыми и прибавить к своему обычному рабочему дню пару-тройку часов работы». Член жюри Олег Аванесов, основатель производственной компании «Аэссель», не увидел у полуфиналистов значительных ошибок, но отметил недоработки, типичные для стартапов: недостаточно детальный расчет емкости своего сегмента рынка, нормы прибыли на разных этапах развития проекта, сроков достижения точки безубыточности, объемов необходимых инвестиций и условий привлечения инвесторов.
Ниши и стратегии
В целом конкуренция за выход в финал была очень высокой. Оценки членов жюри и редакции Forbes для одного и того же проекта иногда различались на несколько баллов.
Не попавшие на победный пьедестал проекты тем не менее за время участия в «Школе молодого миллиардера» тоже смогли качественно изменить свой продукт или услугу. И не только. К примеру, компания IceBox — производитель натурального мороженого из Тольятти — сменила бизнес-модель. Сначала Евгений Фомин и Мария Майданюк хотели развивать производство по франшизе и даже нашли четырех франчайзи. Но потом решили, что передавать рецептуру и технологию приготовления мороженого опрометчиво — ее несложно скопировать. Зато можно поставлять франчайзи мороженое, изготовленное на своей фабрике. На деньги, полученные от инвестора, партнеры расширяют производственные мощности.
Сеть школ моделизма и робототехники Start Junior, наоборот, не меняла франчайзинговую стратегию. За время конкурса лидер проекта Дмитрий Решетников открыл пять собственных точек и продал девять франшиз. План на лето 2016 года — открыть шесть школ самостоятельно и 21 по франшизе. Модель франчайзинга в ходе работы с ментором выбрал Вадим Волков, основатель проекта StirkaTime (сеть ландроматов в хостелах и студенческих общежитиях). К финалу конкурса Волков продал пять франшиз, еще девять договоров готовятся к подписанию. «Первыми важными стратегическими объектами для франчайзинга мы видим Сочи и Крым. Именно там идет активное развитие туризма, и большое количество обращений из этих городов все сильнее укрепляет наше убеждение», — объясняет он.
«Поскольку в России рыночная экономика, свободных ниш нет — они заполняются, как только образуются, — рассуждает Леонид Меламед, основатель компаний «Тим Драйв», «РМИ Партнерс» и «НоваМедика», экс-президент АФК «Система», член жюри «Школы молодого миллиардера». — Я рекомендую смотреть на области, в которых качество товаров или услуг уступает лучшим зарубежным образцам. Вы точно увидите, что в России много отраслей, в которых качество товаров и услуг имеют потенциал для улучшения. Это и есть ниши, в которые надо идти. Если же вы уверены, что у вас в руках есть технология или ноу-хау, которое имеет фундаментальное преимущество над тем, что уже присутствует на рынке, то нужно попробовать его применить».