К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Охота на офшоры


Почему с ними борются чиновники.

Стало привычно рассматривать офшоры исключительно как способ ухода от налогов и место хранения «грязных» денег. Но это совершенно неправильно. Офшоры рождались в тяжелой конкурентной борьбе, создавались по самым эффективным лекалам, а продаваемым ими товаром было скорее удобство и надежность, чем секретность и отсутствие налогов.

Регистрация компаний в офшорах проста и быстра, требует минимум затрат, возможна без присутствия бенефициаров. Часто она заменяется покупкой компании «с полки». Содержание компании стоит небольших денег и не требует действий.

Большинство офшоров имеют прогрессивное законодательство в отношении защиты прав инвесторов и собственников, практически все используют британское право. Их юридическая система, адвокаты, регистраторы, трасти, контролирующие органы независимы от местных властей и групп влияния тех стран, в которых оперируют владельцы офшорных компаний.

 

Фактически в офшорах можно достичь любой задуманной схемы, построить любой по сложности и гибкости инвестиционный инструмент, оформить любые права, ограничения, залоги. Разные классы акций, свободное определение прав и обязанностей, сложные структуры управления трастового, фондового, гибридного типа — обычные явления для офшоров.

Два участника одной сделки из разных юрисдикций, оперируя в офшоре, вольны выбирать законодательство, суд, правила игры и действовать, заведомо находясь в одном юридическом поле, с максимальной гибкостью. Для офшорных компаний не требуется специальных разрешений на инвестирование в глобальные продукты и иностранные территории вне рамок «белых списков», без листингов и присвоенных локальных идентификаторов, у них нет валютных ограничений, их операции не проходят бессмысленный и формальный валютный контроль.

 

Владельцы офшорных компаний не ожидают внезапного изменения правил игры — правительства этих территорий меняют их плавно, в отличие от других правительств, которые, не справляясь с растущими потребностями и сокращающимися способностями, привыкли решать свои проблемы за счет бизнеса.

Офшоры дают существенные преимущества даже при желании платить все налоги. Учет по местному законодательству значительно проще, чем в юрисдикциях, не использующих GAAP (общепринятые стандарты бухучета), и проще, чем в использующих. Объем отчетности минимален, местные аудиторы отработали дешевый и эффективный сервис по формированию отчета, предназначенного для вычисления налогооблагаемой базы. Наконец, офшоры ведут операции через самые надежные юрисдикции мира — они не привязаны финансово и структурно к конкретным территориям.

Неудивительно, что правительства крупнейших экономик мира, которые в последние 50 лет становились все более социалистическими в экономических взглядах и бюрократическими в управлении, относятся к офшорам агрессивно, видя в них более удачливого (то есть эффективного) конкурента в части взимания налогов и контроля над бизнесом. На счастье им подвернулась сперва борьба с наркокартелями и торговцами оружием, а потом — с международным терроризмом.

 

Под предлогом борьбы с худшим злом крупные страны начали наступление на офшоры через ужесточение систем контроля за платежами и бенефициарами, введение процедур KYC и AML, насаждение бюрократических систем в оншорных банках, через которые оперируют офшоры. Они оказывают беспрецедентное давление на офшорные юрисдикции, чтобы заставить их принять общие правила.

Результатом не стало сокращение нелегальной торговли оружием или наркотиками или уменьшение количества терактов — им стало существенное замедление процесса открытия счетов, регистрации компаний и фондов, кардинальный рост издержек банков и бизнесменов на внутренних юристов и бюрократов и потеря времени на предоставление бессмысленных справок и свидетельств.

Департаменты compliance месяцами рассматривают дела, а уже открыв счет, могут вдруг затребовать новые документы и заморозить операции. Останавливаются деньги в пути — compliance банка-корреспондента что-то не понравилось, и он будет требовать подтверждений, чего захочет, и рассматривать их не спеша.

Прежде чем скомпрометировать офшоры, был нанесен удар по банковской тайне. Соглашения об обмене информацией связали большинство стран. Последним бастионом в цивилизованном мире была Швейцария, где уклонение от уплаты налогов не считается преступлением и потому на счетах хранились европейские и американские деньги желающих сэкономить на собственной стране.

Швейцарские банкиры, приезжая в США, рисковали и часто попадали в безвыходное положение — их задерживали и допрашивали, угрожая уголовным преследованием за пособничество уклонению от налогов, если они не выдадут имена и счета. Все было бы ничего, но по швейцарскому законодательству о банковской тайне банкир, выдавший имена клиентов, несет уголовную ответственность.

 

Швейцария стала сотрудничать с развитыми странами и передавать информацию, а хакеры довершили дело, подкупив ряд служащих банков и взломав базы данных, — правительства получили доступ к спискам своих граждан, держащих деньги в стране часов и шоколада.

Все больше стран внедряют налого­обложение по принципу «конечного бенефициара», предлагая «смотреть сквозь компании». Это не делает офшоры менее эффективными, но решает проблему местного налогообложения. Во многих странах разрабатываются законы, облагающие деятельность офшоров на своей территории специальными налогами и сборами, ограничивающие их операции, включая покупку ценных бумаг местных компаний.

Разумеется, развязанная война с офшорами потеснит их позиции — мировая бюрократия еще никогда не про­игрывала битвы. Но цивилизации не стоит праздновать победу: кроме разучившихся эффективно расходовать средства гипертрофированных властных структур и экономически пассивных граждан, требующих все больше пособий и субсидий, но все меньше желающих внести свой вклад в создание средств для их выплаты, никто не получит выгоды. Устранив офшоры, бюрократы не улучшат процедуры открытия компаний, системы отчетности, законы, регламентирующие защиту инвестиций и бизнеса, не начнут открывать оншорные рынки и снимать ограничения.

Результатом войны «за народные деньги» будет общемировое снижение экономической активности, снижение объемов инвестиций и уровня международной интеграции. А прироста объемов собранных налогов не хватит даже на выплаты новым армиям контролирующих чиновников и помощь сотне стран, которые раньше кормились с офшорных выплат, а теперь впадут в нищету. Инвесторам же в этой ситуации можно лишь посоветовать не торопиться и работать через офшоры, пока есть возможность, в том числе исполняя локальные требования по признанию резидентства по бенефициарам и уплачивая все налоги. Это все равно выгоднее, чем переходить в оншор.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+