К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Йошкин код


Почему предприниматель Юрий Усков и его друзья-программисты не уезжают из Йошкар-Олы.

От деревни Ивановка до центра Йошкар-Олы всего 23 км, по местным меркам это очень далеко. За рядом изб с резными наличниками проглядывают современные коттеджи. Это будущие дома IT-предпринимателей. «Мы долго выбирали место, где строиться. Все окрестности объездили», — рассказывает Юрий Усков, основатель IT-компании iSpring. Уже достроен трех-этажный гараж с отдельной кухней, камином и большим залом — по замыслу, это будет место мужских посиделок для всего поселка, где будут жить не только его программисты. На первом этаже Усков собирается держать два своих кабриолета ГАЗ-69.

iSpring делает программное обеспечение, с помощью которого крупные корпорации или профессора университетов могут создавать учебные материалы. «Нефти у нас в Марий-Эл нет, а как-то зарабатывать нужно было», — говорит предприниматель. Сейчас iSpring зарабатывает более $3 млн в год, большинство клиентов — в США и Европе. Таких IT-компаний в Йошкар-Оле с населением около 250 000 человек несколько, каждая специализируется на чем-то своем. Как объяснить феномен?

Медвежий угол

Набережная в Йошкар-Оле с новостроем в стиле то ли Венеции, то ли Брюгге и торчащими башнями московского Кремля прославилась на всю страну. Усков называет это гламуром, негатива в его словах нет. «Что такое Йошкар-Ола? Это Царевококшайск на самом деле. Просто крепостенка какая-то была. Это же тупик, тут даже железнодорожная ветка заканчивается», — объясняет Усков, чья семья живет здесь уже 300 лет. К родному городу он относится трепетно, но от местных властей старается держаться подальше. А они, наоборот, осознали вдруг, что IT-успехами можно хвастаться на федеральном уровне. «Нам не жалко», — улыбается Усков.

 

Он объясняет обилие айтишников в Йошкар-Оле просто — в местном политехническом университете сильная программистская школа. Во время Великой отечественной войны в Йошкар-Олу перевезли несколько крупных оборонных заводов. На местном машиностроительном предприятии до сих пор делают ракетно-зенитные комплексы для систем ПВО. «Много интеллигенции из Москвы и Петербурга приехало», — рассказывает еще один йошкаролинец Владислав Маймин, председатель правления платежной системы «Монета.ру». По словам Маймина, на заводах работало едва ли не больше половины населения города. Университеты открывали, чтобы обеспечить их кадрами.

В 1990-е жизнь на заводах начала затухать. «Сократили очень много людей. Делать было нечего, люди пошли в бизнес», — рассказывает Маймин. Так, например, в Йошкар-Оле появилась компания «Гардиан», которая долгое время лидировала в России в производстве стальных дверей. Местная компания «Ариада» стала крупным поставщиком холодильного оборудования: в 1941 году из Киева был эвакуирован завод, который потом стал специализироваться на холодильных установках.

 

В местном Политехе тоже многое изменилось. В 1990 году появилась новая специальность — «системный программист». «Практически все выпускники первого года узнали о ней из газеты. Профессор Валерий Трахтенберг написал огромную статью о том, зачем это нужно. Мы и вдохновились», — рассказывает Усков. Правда, с дальнейшим трудоустройством все оказалось не так просто.

Случайный рынок

В августе 2004 года в небольшой квартире в центре Йошкар-Олы, где располагался первый офис iSpring, устроили пышную вечеринку. Усков и его коллеги только что получили первый платеж за свой новый продукт FlashSpring — конвертер презентаций, сделанных в PowerPoint, в формат Flash. «Покупатель заплатил нам около $100, но пропили в тот день мы намного больше», — рассказывает Усков. На следующий день программистов ждало разочарование — клиент отозвал платеж.

Flash-файл было проще отправить по почте или выложить на сайт, чем обычную презентацию. На тот момент, по словам Ускова, конвертерами во Flash в мире мало кто занимался. Над аналогичным продуктом работала американская Macromedia, но через год конкурента выкупила за $3,4 млрд компания Adobe, став почти монополистом на рынке. «В какой-то момент нас заметили. Люди сами стали писать обзоры, советовать нас друг другу», — говорит Усков. Как родилась идея?

 

В начале нулевых Усков со своими бывшими одногруппниками занялся программированием на заказ. «Клиентов подкидывали друзья и знакомые, кто-то нас находил по рекомендации», — вспоминает предприниматель. Денег на жизнь вполне хватало, но проработали так программисты недолго — стало скучно. «Мы могли сделать проект условно за три месяца, но из-за бесконечных согласований все это могло растянуться на год», — рассказывает Усков. В 2004 году программисты стали продвигать собственный продукт — библиотеку для создания Flash-банеров. На ее основе и появился конвертер презентаций.

«Мы сначала сделали продукт, а потом уже стали смотреть, кто этим интересуется», — говорит Усков. Оказалось, что софт активно используют преподаватели. Стала понятна ниша, на которую можно претендовать. Правда, пришлось сменить название с FlashSpring на iSpring, иначе могли грозить суды с Adobe, которая тоже была активна на этом рынке и владела маркой Flash.

Велик ли рынок? По оценке компании IPOboard, объем мирового рынка e-learning превышает $90 млрд. В России, правда, он значительно меньше — около 9 млрд рублей. Впрочем, e-learning используют не только профессора университетов и их студенты, многие крупные компании применяют программные продукты для обучения своих сотрудников. На них iSpring и стала фокусироваться. Причем изначально компания стала работать на рынок США и Европы, связи и понимание рынка остались еще со времен программирования на заказ.

На Западе у iSpring есть сильный конкурент Articulate. Но заграничных клиентов у йошкаролинцев много, в том числе IBM, Tesla Motors, Siemens, Pfizer, Lego, даже Минобороны США. Усков считает, что компании особенно повезло с Oracle. «У них были три своих продукта для  обучения, но одному из начальников понравилось наше решение. Мы вместе с ним очень много улучшений сделали», — рассказывает предприниматель.

В марте 2015 года продукты iSpring начала внедрять у себя инвестиционная компания «Альфа-Капитал». В тендере участвовали около 20 компаний, но, как говорит HR-директор «Альфа-Капитал» Юрий Григорьян, iSpring показалась самой клиентоориентированной и понравился продукт: среди прочего им можно было пользоваться с любого мобильного устройства.

 

Правда, систему пришлось дорабатывать, заказчик хотел изменить интерфейс. «Они как стартаперы, у них постоянно идеи возникают. И они легко откликаются на просьбы», — рассказывает Григорьян. Полноценно система заработала в сентябре 2015 года, много времени ушло на создание обучающих курсов (сейчас их 126). «Доступ к нашей системе имеют текущие сотрудники, новички и наши партнеры», — говорит Григорьян. Чему учатся сотрудники? Упор сделан на основную деятельность — инвестиционные продукты, но также есть курсы по вину, искусству и истории.

Жить комфортно

Несмотря на успехи за рубежом, почти все сотрудники iSpring, включая отделы продаж и поддержки, сидят в Йошкар-Оле. Правда, несколько раз в год часть команды выезжает на выставки в США — встретиться со старыми клиентами, завести новых. «Мы так с корпоративным университетом Сбербанка познакомились», — вспоминает Усков.

Почему успешная компания, зарабатывающая $3 млн, не переезжает в столицу? «Здесь есть как минимум две причины — экономическая и идеологическая», — рассуждает основатель компании Travelline Александр Галочкин. С Усковым он учился в университете, потом вместе занимались программированием на заказ. Встречаются каждую неделю: Йошкар-Ола маленький город, и IT-тусовка здесь очень тесная.

По словам Галочкина, во-первых, сказывается тот фактор, что Йошкар-Ола для них родной город и до Москвы лететь всего час. Во-вторых, программисты здесь сильные, а зарплаты чуть ниже московских. По сути, бизнесмены сами создают себе кадры. «Я восемь лет преподавал в Политехе. Только в этом году решил отказаться, стало не хватать времени на семью и работу», — говорит Галочкин. Усков пошел дальше. Помимо преподавания в университете он открыл собственные школы с программистским уклоном — две для детей и одну для взрослых. «Нужно было собрать какое-то безумное количество бумажек, бюрократия страшная», — жалуется Усков. Но теперь он доволен, в такой школе учится его младший сын. А старший уже работает в iSpring.

 

«Хочется жить комфортно, вот и обустраиваемся», — говорит Усков. Недавно он возглавил местную ассоциацию IT-компаний. Туда войдет и Travelline, которая стала одним из крупнейших в России поставщиков софтверных решений для гостиниц, и группа компаний «Монета.Ру», куда помимо платежной системы и ряда других сервисов входит сайт коллективных покупок с оборотом 1 млрд рублей — всего 10 компаний. Что дальше? «Сейчас еще немного цены на жилье упадут, будет удачный момент купить квартиры молодым сотрудникам», — рассуждает Усков. Новые задачи нашлись и для iSpring: ее продукты оказались популярны у медиков, теперь надо осваивать эту нишу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+