Кто стоит за взлетом мирового интереса к австрийскому виноделию.
Человек, который последние десять лет определяет стратегию австрийского виноделия, известен своей смелостью. К примеру, при росте около 160 см он не стесняется пригласить на вальс Анастасию Волочкову. На торжественных приемах часто садится за рояль, чтобы сыграть рок-н-ролл. А на своих лекциях обосновывает тезис о непревзойденности австрийского маркетинга тем фактом, что мир до сих пор считает Гитлера немцем, а Моцарта — австрийцем.
Человека этого зовут Вильгельм Клингер, но для друзей и партнеров он просто Вилли. Актер, музыкант, безукоризненный мастер церемоний, он еще и винный эксперт с энциклопедическим багажом знаний. Официально — глава Австрийского бюро по винному маркетингу (AWMB). Человек, который с терпением и рвением почти миссионерским учит австрийских виноделов продавать вино.
Выпускник венского театрального училища и профессиональный актер, Вилли начал свой путь в мир вина в 1987 году, когда был приглашен на работу зальцбургским импортером итальянских и бордоских вин. Свое решение о смене карьеры Вилли объясняет доходчиво: «Так можно было не платить за дорогое вино, которое нравилось».
Проработав директором по маркетингу и продажам более шести лет, он вернулся в Вену, где возглавил розничный проект Wein & Co, а еще через три года стал экспортным директором одного из главных производителей области Вахау — кооператива Domaine Wachau. Вина этого хозяйства поставлялись в Италию, где их продавала компания Gaja Distribuzione Анджело Гайи. На одной из дегустаций они познакомились, и Гайя по достоинству оценил острый ум талантливого австрийца. С 2000 по 2006 год Вилли Клингер проработал экспортным директором, пожалуй, у самого харизматичного винодела Италии… И все же, когда ему предложили вернуться на родину, чтобы возглавить AWMB, он не смог отказаться.
К тому времени Австрия оправилась после «антифризного» скандала 1985 года, когда сразу несколько производителей были уличены в использовании в качестве «вкусовой добавки» диэтиленгликоля. Введение строгой системы контроля за качеством восстановила доверие к австрийскому вину. Но большая часть австрийского вина (почти 80%!) все равно выпивалась на внутреннем рынке, а производители предпочитали продавать вино наливом, по 30 евроцентов за литр.
В Австрии надо было разработать национальную винную классификацию, которая служила бы стимулом к созданию более качественных вин, а потребителям давала бы набор понятных ориентиров — как система AOC во Франции или DOC в Италии. Этим Вилли и занялся со всей своей нереализованной энергией массовика-затейника и трезвым прагматическим расчетом австрийского коммерсанта.
Региональным винодельческим союзам он объяснял, какие стили актуальны в мировом виноделии и как понравиться потребителям на экспортных рынках. В Вене на впечатляющие своим размахом форумы VieVinum Клингер собирал под тысячу винных импортеров и журналистов со всего мира. Он организовывал для них туры по историческим винным провинциям Австрии, по пути показывая то стоянки древних кельтов, то руины древнеримских городов, то библиотеки средневековых аббатств, то дворец Эстерхази, то домик Гайдна… Он всегда называл Австрию очень маленькой страной — но ее границы словно расширялись с каждым новым винным путешествием.
За те десять лет, на протяжении которых Вилли Клингер руководит австрийским винным маркетингом, экспорт австрийских вин в денежном выражении почти удвоился и достиг €146 млн. Этой зимой у него появилась еще одна причина для гордости. Оргкомитет премии Travvy Awards, вручаемой по результатам опроса 39 000 агентств, назвал Австрию самой привлекательной страной для винного туризма в Европе. Выбор пал не на Тоскану с ее завораживающими пейзажами, не на Бордо с его величественными винными замками, не на Испанию с ее ритмом фламенко и ароматом паэльи… Винная Австрия с голубым Дунаем Вахау, марсианскими холмами Штирии и широкими озерами Бургенланда представителям туриндустрии кажется более привлекательной.
В этом году Клингеру исполнится 60 лет. Пока в его планы не входит смена работы, хотя, если верить некоторым интервью, в будущем он видит себя смиренным исследователем истории виноделия, изучающим историю европейских монастырей и на досуге продолжающим брать уроки игры на фортепьяно. «Если бы я хотел дать профессиональную рекомендацию своим коллегам, разрабатывающим маркетинговые программы для винодельческих стран, то посоветовал бы им не быть ревнивыми, — замечает Вилли. — Страны с открытой и восприимчивой винной культурой гораздо быстрее добиваются прогресса и совершают прорыв к качеству».