К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Хорошо постояли


Предновогодняя встреча Владимира Путина с российскими бизнесменами, которая прошла по инициативе президента незадолго до Нового года, видимо, планировалась как демонстрация единения власти и бизнеса, консолидации всех здоровых сил страны перед лицом наступающего кризиса и внешнего супостата.

Встреча получилась на самом деле очень показательной и прошла по привычному сценарию взаимоотношений власти и бизнеса. Мероприятие не планировалось — это был экспромт президента, о котором предпринимателей и госменеджеров уведомили за два-три дня до встречи. Российские бизнесмены, многие из которых — бизнесмены в запасе, съехались в Кремль из разных точек мира: кто-то — из уже начавшегося отпуска в швейцарском шале, кто-то — со своей яхты в Средиземном море, а некоторые трудоголики — с заводов в Сибири и на Дальнем Востоке. Срочность встречи мотивировала и обнадеживала — на фоне кризиса у бизнеса и власти накопилось много тем для обсуждения, а площадки для дискуссий фактически закрылись за ненадобностью.

Но ожидания не оправдались. Для начала бизнесмены, бросившие срочные дела, вынуждены были простоять (именно простоять) в ожидании Путина два часа. Эта такая привычная для власти схема создания иерархии в отношениях с миллиардерами. Да ладно, мол, знаем мы, откуда у вас эти миллиарды и чем они пахнут. Постоите, здоровее будете.

 

А затем Владимир Путин взял слово. И не отдал. Он рассказывал об Украине, Турции, отношениях с Западом. Все это, безусловно, важные темы с учетом того, что излагает свое видение событий один из главных участников мировой геополитики. Проблема только в том, что геополитикой повестка и ограничилась. Как президент смотрит на нарастающий социальный кризис, на ситуацию с налоговым и инвестиционным климатом, на приватизацию и антикризисные структурные меры — все эти вопросы повисли в воздухе. Это власти сейчас не интересно. Не зажигает.

А чего, собственно, удивляться? Бизнес давно уже не влиятельный партнер по диалогу — забудьте о 1990-х и начале нулевых. Он больше не важная часть общества — о середине и конце нулевых тоже не вспоминайте. Не стоит копаться в памяти и воспринимать бизнес даже как топ-менеджера по исполнению особых поручений государства, начало десятых тоже прошло. Теперь бизнес — такой же проситель в очереди на подачу челобитной, как и все остальные слои общества. Ваши же яхты в Средиземном море никто не трогает? Вот и радуйтесь.

 

Открылось ли что-то новое в восприятии крупного бизнеса властью после декабрьской встречи с президентом? Нет, все это давно известно. Кое-какие новости, тем не менее, после встречи появились. Новое — не в самом факте пренебрежительного отношения, а в том, что если такое восприятие не меняется даже в условиях системного кризиса, который, по прогнозам многих экономистов, может оказаться глубже и опаснее кризиса 1998 года. Это само по себе становится чрезвычайно мрачной оценкой перспектив страны и ее экономики. Для людей, управляющих миллиардами рублей и долларов, эмоциональная информация — столь же важный индикатор, как и размер золотовалютных запасов или уровень промышленного производства.

Миллиардеры могут постоять в приемной пару-тройку часов. Вопрос в том, сколько в этой приемной можно мариновать экономику.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+