26 октября 2015 года находящийся в предбанкротном состоянии крупнейший частный российский перевозчик «Трансаэро» был вынужден приостановить полеты и фактически прекратить существование. Forbes исследовал состояние флота закрывшейся авиакомпании.
В конце октября 23 самолета «Трансаэро» покинули Россию и приземлились на технической стоянке в испанском городе Теруэль, где расположен офис оператора услуг по техосмотру и ремонту Tarmac Aerosave. По данным сервиса Flightradar24, в Теруэль были переправлены семь Boeing 737–800, шесть Boeing 747–400, четыре Boeing 737–500, три Boeing 777–300, два Boeing 767–300ER и один Boeing 777–200ER. «Эти самолеты отправлены на технический аудит», — объясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По словам эксперта, эта процедура требуется лизингодателям, чтобы убедиться, что все интересующие их воздушные суда находятся в той конфигурации, в которой они были переданы «Трансаэро», и в случае, если это не так, отремонтировать их или привести в исходную комплектацию. Представитель одной из российских лизинговых компаний говорит, что у самолетов, приземлившихся в Теруэле, проблемы с комплектацией как раз обнаружились: «Ходят люди из лизинговых компаний и переписывают в блокноты номера деталей самолетов. Детали перемешались, надо найти их и поменять местами». Эта информация подтверждается еще одним источником. Возможно, в будущем технический аудит понадобится и остальным воздушным судам из парка «Трансаэро», но пока такое решение принято только по 23 самолетам, сообщил Пантелеев.
Что ждет самолеты «Трансаэро» в обозримом будущем? «Есть простое правило: любой ликвидный актив будет продан или передан в лизинг, любой неликвидный актив умрет», — объясняет Олег Пантелеев из «Авиапорта». Но выяснить, какие самолеты «Трансаэро» представляют интерес для других российских или зарубежных авиакомпаний, лизингодателям еще предстоит. По мнению Пантелеева, отечественным перевозчикам сейчас не интересны широкофюзеляжники Boeing 747, Boeing 767 и Boeing 777, составляющие значительную часть парка «Трансаэро» — 51 из 104 самолетов. После обвала курса рубля туристические перевозки, которые выполнялись именно на таких судах, сильно сократились, и российские авиакомпании постепенно начали отказываться от широкофюзеляжных самолетов. Ставка на них, сделанная ранее «Трансаэро», сыграла бы в итоге с компанией злую шутку, даже если бы компания смогла в сентябре получить реструктуризацию у нескольких ключевых кредиторов. «Запрет на полеты в Египет, введенный в ноябре 2015 года, скорее всего, нанес бы сокрушительный удар по ее деятельности, —предполагает эксперт. — Развязка была практически неизбежной».