К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Финансист. Не баскетболист


Михаил Прохоров сделал из Brooklyn Nets клуб с самыми высокими зарплатами в НБА. Сможет ли он вернуть затраты?

Восемнадцатого июля 2013 года на своей домашней арене Barclays Center в Бруклине баскетбольный клуб Brooklyn Nets представил журналистам новых игроков — звезд Пола Пирса, Кевина Гарнетта, Джейсона Терри и Андрея Кириленко. Из заявленных участников не было только Кириленко, зато сюрпризом стало появление самого владельца 80% Brooklyn Nets Михаила Прохорова, оплатившего новые приобретения. Суммарная годовая зарплата обладателей чемпионских перстней Пирса, Гарнетта и Терри в новом клубе превышала $30 млн. Кириленко перешел в Brooklyn Nets за $3,2 млн. В итоге громкого трейда зарплатная ведомость 15 игроков клуба в сезоне 2013/2014 разбухла до $115 млн, более чем на $50 млн превысив установленный Национальной баскетбольной ассоциацией (НБА) потолок. По правилам НБА клуб был вынужден выплатить рекордный в лиге «налог на роскошь» — $90 млн.

«Я обещал создать в Бруклине команду, способную бороться за титул чемпиона. На данном этапе я сделал все, что мог», — объяснил свои возросшие траты на игроков Прохоров на пресс-конференции в Barclays Center. Сезон 2013/2014 Brooklyn Nets закончил с убытком $144 млн и проиграл в полуфинале конференции, что никак не соответствовало тратам на звездный состав. Пирс, Гарнетт и Терри в сезоне 2014/2015 играли уже в других клубах НБА, Андрей Кириленко вернулся в Россию и завершил спортивную карьеру.

В новом сезоне зарплаты игроков Brooklyn Nets снизились до $94 млн, «налог на роскошь», по оценкам, чуть превысит $40 млн. Спортивные достижения стали тоже скромнее — клуб Михаила Прохорова добрался до плей-офф, но проиграл в первом же раунде и из дальнейшей борьбы выбыл.

 

Когда в 2010 году Прохоров купил баскетбольный клуб, он обещал за пять лет сделать из него чемпиона НБА. В итоге второй раунд плей-офф стал самым большим его спортивным достижением. Возможно, он сделал на своем американском баскетбольном проекте отличный бизнес?

Лига равных возможностей

В интервью Forbes в 2010 году Михаил Прохоров говорил, что с переездом из Нью-Джерси в Бруклин его баскетбольный клуб станет прибыльным. В мае 2010 года совет управляющих НБА одобрил покупку Прохоровым 80% клуба New Jersey Nets, который через два года был переименован в Brooklyn Nets. Вместе с клубом русский миллиардер приобрел у структур девелопера Брюса Ратнера 45% в проекте строительства домашней арены для клуба в Бруклине — Barclays Center. Все эти покупки обошлись Прохорову в $200 млн. По прогнозам Прохорова, уже в 2012 году команда должна была приносить прибыль: «Миллионов двадцать. По консервативной оценке».

 

Barclays Center стоимостью около $850 млн был построен за рекордные 2,5 года и торжественно открыт осенью 2012 года. Символическую ленточку предприниматель из России перерезал вместе с миллиардером Майклом Блумбергом, который был тогда мэром Нью-Йорка. Прохоров и здесь не упустил возможности громко заявить о том, что к 2015 году клуб завоюет титул чемпиона НБА.

К сезону 2013/2014 в Brooklyn Nets был проведен полный ребрендинг, клуб поменял эмблему и форму. Если в 2012 году по продажам формы клуб занимал анекдотичное 31-е место (всего в лиге 30 клубов, но по продажам формы команду Прохорова опередил уже несуществующий клуб из Сиэтла), то к весне 2013 года вышел на четвертое. При вместимости Barclays Center 18 000 зрителей в первый сезон было продано 11 000 абонементов. Продажи билетов (от $25 на втором ярусе до $120 000 в VIP-зоне) пошли настолько хорошо, что однажды на матч не смог попасть сам Майкл Блумберг — ему не досталось билета, хвастаются в клубе. Клуб и арена заключили почти 120 спонсорских контрактов, в том числе и с российским «Аэрофлотом», который с помощью баскетбольного проекта Михаила Прохорова решил улучшить имидж в Северной Америке.

Но клубу по-прежнему не хватало громких спортивных достижений.

 

И в сезоне 2013/2014 Михаил Прохоров пошел на прорыв, бросив на спортивную гонку невиданные финансовые ресурсы даже по меркам самой щедрой к игрокам спортивной ассоциации в мире — НБА (зарплатный фонд 448 игроков лиги в 2014 году превысил $2 млрд, средняя зарплата — более $4,5 млн). За сезон на зарплаты и налоги в Brooklyn Nets было потрачено около $200 млн. Но деньги в НБА, оказалось, не решают всех проблем — лига давно научилась выравнивать возможности бедных и богатых клубов. «В НБА работает правило 20%, — рассказывает бывший игрок ЦСКА, заслуженный тренер РСФСР, телекомментатор Владимир Гомельский. — От всего, что НБА зарабатывает на телетрансляциях, атрибутике, лицензиях, лига оставляет себе только 20%, остальное распределяется по клубам. Клубы продают местные телетрансляции, свою атрибутику, билеты и 20% от этих доходов направляют в НБА. Для поддержания конкурентоспособности клубов работает и «налог на роскошь», который владельцы клубов вынуждены выплачивать лиге, если превышают пороги зарплат».

Основная проблема Brooklyn Nets, по мнению Гомельского, в плохом менеджменте, допустившем ряд ошибок, в том числе в комплектовании команды. «Как можно, к примеру, оценить покупку за такие деньги Гарнетта и Пирса, которым 70 лет на двоих? — удивляется бывший тренер. — Играть по 35 минут у них ноги не выдерживают, они пешком будут ходить, что они и делали».

Прохоров же считал, что с покупкой именно этих игроков клуб достиг «великолепного баланса между звездными ветеранами и молодыми талантами». Что происходило на самом деле в клубе, рассказал кабельному каналу ESPN Пол Пирс в апреле 2015-го. «Мы не были окружены молодыми баскетболистами, которые к чему-то стремятся. Напротив, вокруг нас были только ветераны, не желавшие ни играть, ни тренироваться, — откровенничал Пирс. — Мне и Гарнетту каждый день приходилось уговаривать того или иного парня поработать на тренировке. Если бы меня и Кевина не было в Nets, команду бы постигло фиаско колоссальных масштабов».

По словам председателя совета директоров Brooklyn Nets Дмитрия Разумова, повышение профиля команды за счет инвестиций и агрессивной маркетинговой компании было сознательным решением. «По сути, и баскетбольные операции, и бизнес Brooklyn Nets — это стартап, нам все пришлось выстраивать с нуля, — рассказывает Разумов. — С учетом размера рынка и конкурентной среды это должны были быть большие инвестиции. В какой-то момент мы решили пожертвовать операционной прибылью ради повышения капитализации команды».

Brooklyn Nets в сезоне 2013/2014 выбыла из плей-офф, проиграв команде Maiami Heat, которой был начислен «налог на роскошь» в размере $14,4 млн, а чемпионом стал San Antonio — один из 25 клубов, не превысивших порога зарплат. Все они, кстати, получили по $3 млн от собранного НБА в 2014 году «налога на роскошь».

 

«За Гарнетта и Пирса переплатили, — признается знакомый Прохорова, — но они способствовали росту популярности клуба. Не так все хорошо по игре было, но в плей-офф все-таки вышли. Михаил никого не винит, есть у него некоторый негатив к отдельным игрокам, их мотивации, но позитив от роста стоимости клуба для него более важен».

Деньги делают деньги

В январе 2015 года американский журнал Forbes оценил Brooklyn Nets в $1,5 млрд при годовой выручке $212 млн. Годом ранее стоимость клуба оценивалась в $780 млн (при выручке $190 млн).

«Планируя эту сделку, мы рассчитывали, что переезд команды из Нью-Джерси в Бруклин, в Нью-Йорк, наш агрессивный подход к баскетболу и бизнесу команды дадут свои результаты, и, к счастью, так и случилось, — объясняет Михаил Прохоров. — Учитывая, что общий объем инвестиций в проект — команду и Barclays Arena — составил около $400 млн, текущая оценка одной только команды в $1,5 млрд — отличный показатель».

Владимир Гомельский считает, что рост капитализации клуба никак не связан с действиями Прохорова и его управленческой команды: «Сама лига разбогатела, в нее пришли миллиардные сделки, в прошлом году к тому же был заключен фантастический контракт на телевизионные трансляции». (Осенью 2014 года НБА заключила контракт на девять лет на телетрансляции с телекомпаниями ESPN и TNT на $24 млрд, что увеличивает годовой доход лиги от телеправ c $930 млн до $2,5 млрд.)

 

«Спортивное мастерство имеет малое отношение к стоимости клуба, — соглашается независимый спортивный эксперт Ларри Кул. — Новая сделка с национальным телевидением существенно увеличила выручку, что вызвало очередной рост стоимости клубов. Потом продажа Los Angeles Clippers установила новый уровень цен».

Планка входа в НБА для новых владельцев резко повысилась. В апреле 2014 года за $550 млн был продан Milwaukee Bucks, в мае бывший генеральный директор Microsoft Стив Балмер купил клуб Los Angeles Clippers за $2 млрд.

Рост стоимости команд лиги на фоне последних крупных сделок и подписания новых телевизионных соглашений НБА с Walt Disney и Time Warner заставил агентство Fitch Ratings в январе 2015 года повысить кредитный рейтинг баскетбольной ассоциации до рекордного уровня «А–» (для сравнения: «Газпрому» и РЖД присвоены рейтинги «ВВВ–»). Аналитики агентства резюмировали: «НБА обладает сильной экономической моделью, которая предусматривает равное распределение выручки от многолетних телевизионных контрактов и существенное распределение выручки от команд. Действующее коллективное соглашение между НБА и ассоциацией игроков НБА обеспечивает финансовую стабильность и конкурентное равновесие. Стабильны показатели посещения и просмотра матчей американскими болельщиками на фоне роста количества фанатов за рубежом». В ответ НБА увеличила совокупный кредитный лимит всех 30 команд почти в два раза, до $1,5 млрд.

Управляющий партнер ROI Sports Group Рей Кац оценивает стоимость Brooklyn Nets в $1,2–1,5 млрд. Удорожание клуба, по его мнению, связано в первую очередь с ростом продаж прав на трансляцию на национальном уровне, во вторую очередь — с увеличением продаж на местном, региональном медиарынке. «Nets проделал огромную работу по росту выручки на локальном спонсорском уровне, — объясняет Кац. — Кроме того, посещаемость матчей клуба в Бруклине выше, чем она была в Нью-Джерси».

 

Особое внимание в клубе начали уделять русскоязычным болельщикам — впервые в НБА на русском языке начали проводить промоакции, рассылки по электронной и обычной почте. На домашней арене проводились даже специальные вечера русской культуры. Матчи открывали известные спортсмены из России, русские оперные певцы, фанатов на трибунах учили кричать по-русски «За–щи–та» (по аналогии с американским кличем Defense). «Пришло в итоге пять человек из всего русскоязычного Бруклина, — оценивает результаты Гомельский. — У клуба нет истории, она у них с Прохорова начинается, хотя Nets дважды завоевывал чемпионский титул, в 1974 и 1976 годах».

Председатель совета директоров Дмитрий Разумов говорит, что за время владения Михаилом Прохоровым выручка Brooklyn Nets выросла на 91%. Продажи товаров с символикой в расчете на одного человека увеличились на 320%, посещаемость мероприятий (загруженность трибун) за пять лет выросла с 69% до 94%.

Кроме доходов от продажи билетов и проведения мероприятий Barclays Center получает деньги по спортивному неймингу от британской банковской группы Barclays, с которой заключен 20-летний контракт стоимостью $400 млн.

К месту оказалась и покупка Barclays Center. В отчетности компании Брюса Ратнера Forest City говорится, что выручка центра в 2014 году составила $117 млн, на $12 млн больше, чем годом ранее (в 2012 году выручка у арены была ниже $50 млн). В октябре 2013 года Forest City объявила, что за первый год работы Barclays Center стал концертной площадкой номер один в стране, горожане и гости Нью-Йорка потратили, находясь на стадионе и рядом с ним, около $145 млн. По данным журнала Pollster, в 2014 году домашняя арена Brooklyn Nets подтвердила звание самой популярной концертной площадки в стране и заняла 11-е место в мире. Здесь провели свои шоу Пол Маккартни, Барбра Стрейзанд, Джей-Зи, Rolling Stones. Планируется, что в 2015 году Barclays Center станет ареной для матчей Национальной хоккейной лиги, а в 2016-м — местом проведения Национального съезда Демократической партии.

 

«В Америке теперь мало кто не знает Михаила Прохорова, — рассказывает глава компании Russian-American Media Светлана Иванова. — Помимо баскетбольного мира за ним, естественно, следит и мир бизнеса. Ведь Прохоров создал в Америке новый бренд — Brooklyn Nets. Его развитие с точки зрения роста команды и финансовой стороны вопроса американцам, да и многим за пределами Америки очень интересно».

Новый бренд быстро приобрел звездный состав болельщиков, среди которых Джей-Зи, Бейонсе, Рианна, Ники Менаж, Флойд Мейуэзер, Мария Шарапова и Ким Кардашьян. В этом году на играх клуба побывали принц Уильям с женой Кейт, Майкл Блумберг, Дэвид Бекхэм, Пол Маккартни, Билл Клинтон.

В 2013 году Михаил Прохоров попал на обложку американского Forbes. Статья о нем начиналась с посещения миллиардером матча своего клуба с Chicago Bulls на арене Barclays Center.

«Покупкой клуба НБА Прохоров купил вход в высший свет США, — считает Владимир Гомельский. — Его знают, с ним считаются. Если захочет с кем-то встретиться, вряд ли ему кто откажет. А вот с баскетболом у него пока не получилось, клубом НБА плотнее надо заниматься, но времени на это, понятно, у Прохорова нет».

 

В марте 2015 года американский телеканал ESPN составил рейтинг владельцев 30 клубов НБА, в котором Михаил Прохоров занял 29-е место, в рейтинге генеральных менеджеров клубов Дмитрий Разумов занял 30-е место.

Гнать цены вверх

В октябре 2014 года издание NetsDaily сообщило о том, что Прохоров ведет переговоры о продаже доли в Brooklyn Nets с владельцем бейсбольной команды Los Angelеs Dodgers. По данным источников издания, на переговорах клуб российского миллиардера был оценен в $1,7 млрд, а его домашняя арена Barclays Center — в $1,1 млрд.

В январе 2015 года агентство Bloomberg сообщило, что Михаил Прохоров нанял инвестиционный банк Evercore Partners для поиска покупателей на свой пакет в Brooklyn Nets. По данным источников Forbes, на этот раз стоимость клуба и его домашней арены была оценена самим Прохоровым в $3 млрд — но именно эта оценка и затормозила сделку.

В апреле он заявил, что собирается продавать не всю свою собственность в американском баскетбольном проекте, а только миноритарный пакет.

 

Прохоров слишком завысил цену? «Если не появятся какие-нибудь арабские шейхи, то Прохоров может и не найти покупателей на клуб по заявленным им ценам», — считает Владимир Гомельский. В свою очередь, Рей Кац из ROI Sports Group оценивает клуб и его домашнюю арену в $2,2–2,5 млрд. «Получить за них $3 млрд собственники смогут, только если появится агрессивный покупатель уровня Стива Балмера», — уверен Кац.

Brooklyn Nets убыточен все пять лет, что им владеет русский миллиардер. По итогам первой половины сезона 2014/2015 локальный телерейтинг Brooklyn Nets, согласно журналу SportsBusiness, снизился на 29%, до 0,55 — это стало четвертым по величине падением в НБА. Интерес к клубу и его владельцу из России среди американских болельщиков начал спадать. Для сохранения или увеличения капитализации клуба уже нужны спортивные результаты. Владимир Гомельский не видит пока в Brooklyn Nets предпосылок для этого.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+