Контекст
Идеи, цитаты и исследования, на которые стоит обратить внимание.
1. Прогноз для союзников
Россия,Москва. Комментарии о государстве и бизнесе, №95
Opec.ru
В начале июня институт «Центр развития» НИУ ВШЭ провел очередной опрос экономистов о перспективах экономики Белоруссии и Казахстана в 2015–2016 годах и далее до 2019 года. Эксперты в том числе дали прогноз основных рисков для трех стран, отдельно — для текущего года и в перспективе одного года и пяти лет. Каждый эксперт должен был указать не более двух наиболее важных, с его точки зрения, рисков. Для Белоруссии основным риском, особенно в текущем году, было названо падение конкурентоспособности национальных производителей. Для Казахстана эксперты тоже отметили эту угрозу наряду с риском проведения неадекватной денежно-кредитной политики. Главный риск для России в 2015–2016 годах — падение цен на нефть и продолжение оттока капитала. А вот в перспективе пяти лет на первый план, как и для Казахстана, выдвигается угроза потери политической стабильности.
2. Патриоты и националисты
Россия, Москва. Гражданская идентичность и отношение к мигрантам
Opec.ru
Один из наиболее важных факторов, определяющих отношение к мигрантам, — гражданская идентичность как чувство принадлежности стране, отмечает сотрудник международной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Лусине Григорян. Исследователь выделила трехкомпонентную структуру российской гражданской идентичности. Составные этой структуры: национализм, культурный патриотизм (гордость за свою историю и культурные достижения) и политический патриотизм (опора на политические институты и экономику). Национализм трактуется как позитивная внутригрупповая оценка, основанная на вере в то, что родная страна превосходит другие и, соответственно, имеет право доминировать. Патриотизм в чистом виде связан с позитивной оценкой принадлежности к стране безотносительно к сравнению ее с другими государствами.Анализ показал, что национализм связан с антимигрантскими установками, и это повторяет результаты многих других исследований в этой области. Если позитивная идентичность человека основывается на идее, что своя страна лучше, чем другие, то естественным образом такие люди достаточно негативно воспринимают мигрантов. Что касается патриотизма, то здесь этого сравнительного контекста нет. Те респонденты из группы «политических патриотов», которые довольны своей жизнью, высказывают положительное отношение к мигрантам. «Это может быть объяснено тем, что люди, в целом более удовлетворенные собой и своей жизнью, обычно более толерантны. Если человека устраивает его финансовое положение, то он, как правило, не воспринимает мигрантов как конкурентов в борьбе за ресурсы, поэтому у него меньше причин плохо к ним относиться», — поясняет исследователь.
3. Регулирование или инвестиции?
Россия, Москва.Задачи и ограничения антимонопольного контроля регулирования тарифов
http://vgmu.hse.ru
Тарифное регулирование в отраслях естественных монополий, проходящих реформирование, способно создавать угрозу для конкуренции, отмечается в статье профессора ВШЭ Светланы Авдашевой. Неверно установленные тарифы могут навредить как самой регулируемой отрасли, так и смежным рынкам, а также покупателям. Уровень тарифов для конечных потребителей, как и тарифов на использование ключевых инфраструктурных мощностей, влияет на стимулы для входа в отрасль новых участников, а их появление является необходимым условием успеха реформы. Особенности российского антимонопольного законодательства ограничивают возможность его использования для защиты конкуренции на дерегулируемых рынках. Многие правила назначения тарифов, на самом деле не ограничивающие конкуренцию, могут рассматриваться как источник причинения ущерба отдельным группам покупателей или контрагентов. В то же время, например, «тарифные ножницы» (несоответствие повышения тарифов на разных уровнях) было бы непросто квалифицировать в качестве нарушения российского конкурентного законодательства.Проблема существует и должна решаться. Но контроль со стороны не обладающего специальными отраслевыми знаниями антимонопольного органа этой цели, скорее всего, не достигнет. Устойчивые решения лежат в области развития конкуренции на рынках и совершенствования методов тарифного регулирования.
4. Неправильный стимул
США, Нью-Йорк. Как политика ФРС усиливает неравенство
www.forbes.com
Кевин Уорш, бывший член совета директоров ФРС, недавно отметил, что проводившаяся ФРС политика количественного смягчения (QE) привела к усилению неравенства. Следствием QE стал рост цен на акции и другие финансовые продукты, в то время как 96% американцев получают большинство своих доходов в виде зарплаты. Использованный ФРС механизм кардинально отличается от обычной для центрального банка США политики регулирования процентной ставки, с помощью которой можно помочь ипотечным заемщикам, которые составляют большинство населения. Они получают возможность рефинансировать свой кредит под более низкий процент. Сейчас же получается, что муниципальные районы, более других пострадавшие от рецессии, получили меньше всего помощи от стимулирующей политики ФРС. Уменьшить неравенство помогла бы бюджетная политика, ориентированная на экономическую мобильность работников с низкими и средними доходами, например налоговый кредит на заработанный доход (EITC), когда выплаченные налоги можно вернуть по заявлению.
5. Шанс на примирение
Великобритания, Лондон. Разворот в сторону Азии
www.project-syndicate.org
В 2014 году отношения между тремя наиболее успешными экономиками Восточной Азии, то есть Японией, Южной Кореей и Китаем, постепенно, но неуклонно улучшались, отмечает бывший главный редактор The Economist Билл Эммот в колонке для Project Syndicate. Их отношения друг с другом никогда не были легкими — об этом позаботилась история ХХ века. В августе этого года, когда премьер-министр Японии Синдзо Абэ выступит с речью по случаю 70-й годовщины окончания Второй мировой войны, у него будет шанс либо ускорить сближение, либо привести его в тупик. Учитывая его ревизионистские взгляды, регион готовится к новому дипломатическому кризису. Абэ нанесет большой ущерб Японии, если попытается в речи успокоить своих сторонников из числа правых. Китайцы и корейцы будут возмущены, если он будет избегать открытых извинений за поведение Японии во время Второй мировой войны. Вместо этого Абэ должен взять за образец свою речь перед Конгрессом США в апреле, в которой он описал «глубокое покаяние в своем сердце», когда он посетил мемориал американских солдат, погибших во Второй мировой войне, которым он выразил свои «вечные соболезнования».Однако в связи с действиями Японии в Азии Абэ обещал лишь «отстаивать мнения, высказанные предыдущими премьерами в этом отношении», фактически не повторяя их извинения. Слова, подобные произнесенным в адрес погибших американских солдат, продемонстрировали бы, что Япония не намерена переписывать историю и что Абэ сожалеет о судьбе не только союзников в США, но и соседей в Азии.
6. Кто потерял Восточную Европу?
Россия,Москва. Анатолий Адамишин.Почему перестройка все равно победила?
www.globalaffairs.ru
Понимание того факта, что удержать эти страны в своей орбите можно было только силой, пришло, когда новые власти в Восточной Европе недвусмысленно указали нам на дверь. Избранный президентом после «бархатной революции» Вацлав Гавел стал просто гнать нас, заявив, что до конца 1990 года советские войска должны покинуть Чехословакию. Того же потребовали «реформисты» в Венгрии, открывая одновременно границу с Австрией для граждан ГДР и, как потом выяснилось, получая финансовые вливания от западных немцев. После 35-летнего пребывания во власти ушел лидер коммунистической Болгарии Тодор Живков.Кто не требовал ухода наших войск, так это победившая в Польше «Солидарность». Новые польские руководители просили Кремль оставить войска до подтверждения объединенной Германией послевоенных границ, вполне устраивавших (благодаря СССР) Польшу. После этого настало время уходить.В условиях, когда начал разваливаться соцлагерь, требовалось большое мужество, чтобы сохранить верность провозглашенному принципу: народы имеют право сами определять свою судьбу. К счастью, мало кому из ответственных людей приходил в голову силовой вариант. Команда Горбачева, включая министра обороны Дмитрия Язова и главу КГБ Владимира Крючкова, решительно высказалась против применения силы. В этом же духе было выдержано специальное решение Политбюро. Все оценки обстановки сходились на том, что попытка военного подавления привела бы к катастрофическим последствиям прежде всего для нашей страны. Это означало бы растущую ненависть к нам восточноевропейцев, общее отчуждение от Запада, дальнейшее экономическое обескровливание. Мы остались бы одни со всеми нашими проблемами.И еще. Согласен с теми аналитиками, кто указывает, что до Горбачева был уже прецедент отказа от «защиты социализма» силой. Понятно, что речь идет о Польше 1981 года. Похороны «доктрины Брежнева» состоялись еще при живом Леониде Ильиче. Горбачев продолжил эту линию.
7. Нейтралитет сети
Нидерланды, Гаага. Защита открытого интернета
www.project-syndicate.org
До сих пор дискуссии об управлении интернетом были направлены на установление добровольных норм. Это важно, однако если этот процесс в конечном итоге не приведет к обязывающим соглашениям, то они едва ли повлияют на функционирование и безопасность сети, пишет депутат Европарламента от Демократической партии Нидерландов Мариэт Де Шааке в колонке для Project Syndicate. Разоблачения всепроникающего надзора уже подорвали доверие к интернету и его пригодности для общения. Крайне важно, чтобы центральные протоколы интернета объявили нейтральной зоной, свободной от вмешательства каких-либо сторон. Такая мера будет работать, только если она будет обязательна, в интересах всех стран и компаний, поскольку от этого зависит доверие пользователей, пользующихся услугами, построенными на базе подобных протоколов. Среди защищенных протоколов должны быть TCP/IP, различные стандарты, система доменных имен (DNS) и протоколы маршрутизации.Глобальная комиссия по управлению интернетом выдвинула предложение «нового общественного договора» между гражданами, их избранными представителями, правоохранительными и разведывательными органами, предприятиями, организациями гражданского общества, а также программистами и разработчиками. Среди предложений будет признание неприкосновенности частной жизни и защиты персональных данных в качестве основополагающего права человека, а также требование четких, точных и прозрачно созданных правил, которые ограничат государственный надзор и исполь-зование компаниями персональных данных потребителей.