Готовые бизнес-модели, которые можно взять в аренду.
Известный бренд и отлаженная бизнес-модель — главные преимущества франчайзинга, по мнению участников исследования НАФИ (Национальной ассоциации финансовых исследований). В прошлом году НАФИ опросила 500 предпринимателей из нескольких регионов России, охватив основные отрасли производства, торговли и услуг. 80% респондентов ответили, что хорошо знают франчайзинг или наслышаны о нем. 45% из числа знающих отметили, что работать по франчайзингу выгодно. При этом только 1% осведомленных ведет такой бизнес, а 18% хотели бы приобрести франшизу. Что могло бы побудить их принять решение? Преобладали ответы: улучшение экономической ситуации в стране и быстрая окупаемость франшизы.
Рейтинг Forbes — как раз про окупаемость. Разумеется, успех франчайзингового дела зависит не только от бренда и бизнес-модели, но и от уровня конкуренции и платежеспособного спроса, источника инвестиций (собственные или заемные деньги), структуры и величины накладных расходов, наконец, от предпринимательских и управленческих способностей покупателя франшизы. Как говорит Леонид Шляховер, совладелец компании Tea Funny (№2 в рейтинге), «рекомендации франчайзера похожи на предписания врача. Он может выписать таблетки, но не всегда в силах проконтролировать пациента». Однако франшиза не требует вложений в создание продукта, технологии, торговой марки, что снижает финансовый риск и позволяет надеяться на скорый возврат средств. «Я целенаправленно искал бизнес с малыми вложениями и такой, который бы зависел только от меня», — объясняет Виталий Жамба, франчайзи студий видеозаписи Sugar Dance (№7 в рейтинге).
Лонг-лист — всего 180 франшиз — мы составляли, используя каталоги Beboss.ru, Buybrand.ru, Coolidea.ru, Franshiza.ru, Myfranch.ru и базу данных, накопленную Forbes. Мы отбирали компании, начавшие продавать франшизы не позднее декабря 2013 года (чтобы использовать для расчетов среднюю выручку и прибыль франчайзинговой точки за полный год) и открывшие в России не менее 50 точек. Ограничений по размеру стартовых вложений (паушальный взнос, стоимость ремонта и оборудования помещения, минимально необходимого объема товаров, аренды за первый месяц работы и т. д.) мы на этот раз не ставили. В шорт-листе — 45 франшиз — нижний порог инвестиций оказался на уровне 200 000 рублей. В список не попали франшизы, не предоставившие финансовые показатели, а также те, у кого число закрытых точек за 2014 год превысило 50% от числа открытых за тот же срок.
Франшизы в шорт-листе оценивались по средней годовой выручке одной франчайзинговой точки (максимальный балл 20), по маржинальности, или отношению прибыли к выручке (максимальный балл 40), и по соотношению прибыли и стартовых вложений — этот показатель позволяет рассчитать срок окупаемости франшизы (максимальный балл 40). Сумма баллов определяла место франшизы в рейтинге.