Выпускники «Школы молодого миллиардера» в этом году представляют реальный бизнес. Из 10 проектов, вышедших в полуфинал конкурса (всего мы получили 124 заявки), только два информационно-технологические. Остальные восемь — производство и сервис: от беспилотных аппаратов до деревянных игрушек и здорового питания. Среди них, по итогам финального голосования, и выявилась тройка лучших. В 2014 году среди финалистов только один проект представлял реальный бизнес.
Первого места удостоился «Нанобарьер», выпускающий средства для защиты одежды и обуви от жидких загрязнений. Марина Росс и ее партнер Андрей Грунин, физик по специальности, зарегистрировали компанию в октябре 2013 года. Менее чем за девять месяцев они разработали и в мае 2014 года вывели на рынок защитное средство под брендом Hydrop. За то время, что шел конкурс Forbes, месячная выручка «Нанобарьера» выросла в 12 раз. Компания усовершенствовала свой основной продукт и выпустила новый — так называемый жидкий утюг Hydrop Fresh. Ее торговые представительства появились в семи городах России (на их долю приходится почти 20% продаж), запланированы к открытию еще три. «Далее мы хотим готовить почву для выхода на международный рынок», — говорит Марина Росс, отвечающая в компании за продажи и продвижение бренда.
Серебро — у стартапа «Рыба. Мясо. Два ножа», предлагающего услуги шеф-поваров на дому. Его основатели Рафаэль Казумян и Луиджи Рэполи еще в 2013 году задумали создать сервис персональных шеф-поваров. В январе 2014 года открыли группу в Facebook, где рассказывали об услуге, в августе получили около 20 заказов. За следующие полгода спрос вырос до 100 заказов в месяц, а выручка компании увеличилась в 10 раз, до 2,5 млн рублей в месяц. Предприниматели открыли B2B-направление (корпоративные мероприятия, фуршеты на презентациях и выставках и т. д.), и сейчас на его долю приходится 30% от общего числа заказов.
По словам Казумяна, благодаря поварам-иностранцам и их знакомствам «Рыба. Мясо. Два ножа» получает заказы на проведение фуршетов в посольствах. «Сейчас мы задумываемся о франшизе, — добавляет он, — уже получаем предложения от предпринимателей из других городов. Но пока не торопимся рассылать предложения».
Бронзовым призером конкурса стал медицинский проект. Компания Марины Домрачевой 3D-Smile производит капы для исправления прикуса с помощью 3D-печати. В августе 2014 года технология получила сертификацию в Росздравнадзоре, в октябре продукт поступил в продажу. Уже в декабре проект вышел на операционную рентабельность. Сначала Домрачева продвигала капы через врачей-ортодонтов (сама ходила по клиникам, не прибегая к услугам профессиональных сейлзов), затем договорилась с имплантологами и эстетическими стоматологами, а в апреле 2015 года наладила прямые продажи. Рост месячной выручки — 200%. 3D Smile купила новый промышленный принтер, который в пять раз мощнее. «Мне кажется, мы уже не стартап», — улыбается предпринимательница.
«В конкурсе участвовали проекты сильного уровня, с интересной идеей, активным основателем и командой и большим желанием развиваться, — считает Евгений Демин, основатель компании Splat, член жюри «Школы молодого миллиардера». — Примечательно, что за время участия многие компании смогли вырасти в четыре-десять раз».
Бег с препятствиями
У золотого призера — проекта Hydrop были не только победы. «За апрель мы потеряли около миллиона рублей из-за ошибки на сайте. Часть заказов просто исчезала и не попадала к нам», — рассказывает Марина Росс. Компаньоны, чтобы извиниться перед заказчиками, объявили промокампанию: при оформлении заказа нужно было ввести кодовое слово «Проститезасранцев», и стоимость заказа уменьшалась на 50%. Результат — рост месячной выручки до 3 млн рублей.
Проекты, не попавшие в число финалистов, за время участия в «Школе молодого миллиардера» тоже смогли совершить прорыв или качественно измениться. Некоторые — благодаря работе над ошибками и непредвиденным вызовам.
Компания «Мост в Китай», предоставляющая услуги удаленного офиса в Китае, сменила нишу и сконцентрировалась на клиентах из малого и среднего бизнеса. «Начало конкурса пришлось на разгар кризиса, все понимали, что агентским компаниям, работающим на разнице цен с Россией и Китаем, придется туго. Больше трети компаний стали заниматься другим профилем работ либо закрылись. Именно тогда мы всерьез задумались о том, как быть дальше», — поясняет основатель «Моста в Китай» Борис Горохов. Свой бизнес он открыл в 2011 году, когда перебрался учиться в Шанхай. Горохов решил работать со всеми желающими и тратил много времени на поиск товаров для каждого конкретного клиента, подбирая более дешевые каналы доставки товаров и сговорчивых поставщиков. Ментор проекта Александр Сухаревский подсказал команде «Моста», что можно сосредоточиться на партнерах из сферы малого и среднего бизнеса, а также уйти от сотрудничества с компаниями из Москвы и Санкт-Петербурга, отдав предпочтение региональным клиентам, например из Новосибирска и Ярославской области. «Вместе с Александром мы посчитали и увидели, что наибольшую прибыль нам приносят мелкие компании и индивидуальные предприниматели. Таким образом нам удалось остаться на плаву», — резюмирует Борис Горохов.
Проект Elementaree (конструктор здорового питания) через девять месяцев после запуска покинул один из основателей. В 2013 году выпускники Гарвардской школы бизнеса Ольга Зиновьева и Силард Букша получили $200 000 венчурных инвестиций, в июне 2014 года запустили свой конструктор, и к концу того же года Elementaree вышел на операционную прибыльность. Выручка проекта росла на 30–40% в месяц. Но в апреле 2015 Силард Букша решил вернуться на родину в Венгрию. «Сейчас я понимаю: ситуацию, когда один из сооснователей решает оставить управление бизнесом, обязательно надо обсуждать еще до создания компании», — констатирует Ольга Зиновьева. Ее партнер отвечал за производство (то есть кухню и упаковку), логистику, IT, финансы. Большинство сотрудников узнало об уходе сооснователя Elementaree за неделю до его отъезда. Катастрофы не случилось, поскольку Букша — сторонник делегирования полномочий — успел подготовить своих подчиненных к самостоятельной работе. Вместе с Зиновьевой он написал «дорожные карты» для каждого сотрудника на ближайшие полгода и сейчас дистанционно продолжает координировать работу IT-отдела (у Elementaree все еще не закрыт список необходимых изменений во внутренних программах). В первой декаде мая продажи Elementaree оказались меньше запланированных, отчасти это произошло из-за праздников. «Одновременно это повод разобраться, что мы делаем не так и что должны еще сделать, чтобы цели достигались», — рассуждает Ольга Зиновьева.
Проект Condor чебоксарца Дмитрия Арсентьева — единственный стартап-полуфиналист, получивший за время участия в конкурсе венчурные инвестиции. Размер вложений по условиям договора с инвестором Арсентьев не разглашает. Condor возник в сентябре 2013 года из детской мечты Арсентьева — создать летающий автомобиль. «На проект было потрачено несколько миллионов рублей, которые я зарабатывал в качестве консультанта по недвижимости», — рассказывает Дмитрий. Но автомобиль так и не полетел, зато разработкой заинтересовались аграрии. Арсентьев с командой решили переделать конструкцию под сельскохозяйственные нужды — создать беспилотник для орошения полей. Предприниматель задумался о привлечении инвестиций, когда понял, что в несколько раз недооценил стоимость разработки беспилотного летательного аппарата. Предоставленных средств, по его расчетам, проекту Condor должно хватить на полтора года. Штат компании расширился с трех до 12 человек. «После выделения инвестиций мы многие вещи начали с нуля, чтобы получился более качественный продукт. Считаем, что через год у нас будут пробные продажи», — уверяет Арсентьев.
«В этом году, кажется, сразу несколько команд вели переговоры с инвесторами уже во время конкурса Forbes. А инвесторы стали больше, чем прежде, обращать внимание на проекты в ранней стадии, — отмечает Матиас Эклеф, основатель сервиса Yell.ru, член жюри «Школы молодого миллиардера». — Это очень хороший показатель!»