Шоумен Алексей Серов стал предпринимателем по необходимости. И в результате создал прибыльную сеть химчисток.
Владелец «Химчистки №1» Алексей Серов рад тому, что часто ошибался. «К примеру, мы хотели развивать формат мини-фабрик — приемка и производственный цикл в одном месте, — объясняет он. — Открыли химчистку в Митино. Выяснилось, что сотрудники договариваются между собой: выполняют заказы, а деньги кладут в карман. Производство закрыли, приемный пункт оставили и с удивлением обнаружили, что выручка выросла в три раза».
Само создание «Химчистки №1» едва не стало ошибкой. Инвестировав в проект по совету приятеля около €1 млн, заработанных в шоу-бизнесе, Серов даже не предполагал, что станет единственным владельцем фирмы и в сложном бизнесе ему придется разбираться самостоятельно. За шесть лет он построил в Москве сервисную сеть, приносящую 20 млн рублей выручки в месяц.
Юрист по образованию, Алексей Серов в 1997 году вместе с сокурсниками учредил в родном Иванове «Юридическое бюро «Константа». Годом раньше он впервые вышел на сцену — как вокалист группы «Дискотека Авария», созданной его знакомыми. Попав в сферу внимания «Студии Союз», группа прославилась. Серов пытался совмещать концертную деятельность и юридическую практику, но потом понял, что пора делать выбор: когда приходишь в суд, представляя своего клиента, а тебя знают по клипу, то и воспринимают соответственно. Сохранив долю в «Константе», в 2005 году он сложил с себя полномочия гендиректора и погрузился в шоу-бизнес.
На пике популярности «Дискотеки Авария» в 2008 году (группа была признана лучшей в категории Dance на конкурсе MTV Russia Music Awards) приятель-бизнесмен предложил Алексею вложиться в перспективный проект — премиальную химчистку в Москве. Все операционные вопросы предприниматель, имя которого Серов называть не хочет, брал на себя. Требовались только инвестиции.
На тот момент в Москве уже работало несколько крупных сетевых химчисток. Еще в 1993 году появилась «Лавандерия», в 1997 году — «Лисичка», в 2002 году открылась бюджетная «Диана», а спустя четыре года — Bianca, ориентированная на состоятельных заказчиков. «Но меня убедили, что рынок далек от насыщения, — рассказывает Серов. — Я был уверен, что уже через полгода смогу получать дивиденды от этого бизнеса».
На деле все оказалось не так легко. Предполагалось, что управляющий, которого назначил приятель-партнер, к началу 2009 года найдет площади, поставщиков оборудования и подготовит фабрику и приемный пункт к открытию. Но чем дальше, тем больше тот просил дополнительных вложений. Серов заподозрил неладное и приехал в арендованное помещение на Кутузовском проспекте — проверить документы. Подняв бумаги, он увидел, что у не работающей пока компании имеются огромные счета перед контрагентами, причем не всегда понятно за что. Например, за электричество было уже заплачено 2,5 млн рублей.
Серов сделал вывод, что управляющий присвоил часть вложенных денег. С менеджером расстались, не доводя дело до суда. Но приятель-партнер со своей стороны отказался инвестировать дальше, ссылаясь на проблемы в своем основном бизнесе. Вариантов у артиста было два — смириться с потерей денег и хоть как-то сбыть купленное оборудование или взять управление бизнесом и дальнейшие капиталовложения на себя. Чувствовать себя проигравшим, признается Серов, не хотелось. И он рискнул.
Вокалист «Дискотеки Авария» стал единоличным владельцем ООО «Химчистка №1». С бывшим партнером он условился, что в случае продажи бизнеса учтет его долю в инвестициях и вернет деньги. Первым делом Алексей поехал договариваться с ресторатором Аркадием Новиковым — собственником помещения на Кутузовском проспекте. «Химчистка №1» нацеливалась на потребителей с достатком, так что место было идеальным, и Серов постарался его не потерять. С Новиковым он подписал арендный договор на три года.
У одного из конкурентов он переманил на должность технического директора Татьяну Даниленко — специалиста с опытом работы в «Диане» и Bianca. Она занялась дооборудованием фабрики, подбором персонала и выстраиванием производственных процессов. Цены на услуги Серов решил установить чуть выше среднего по рынку и чистить буквально все — от галстуков и перчаток до дорогих кожаных сумок и соболиных шуб.
«Когда мы все-таки открылись на Кутузовском 3 января 2009 года — это было просто чудо», — с улыбкой вспоминает Серов. Первый месяц завершился с огромным минусом: выручка приемного пункта составила около 10 000 рублей, тогда как арендный платеж превышал 2 млн рублей. К концу 2011 года, когда арендный договор истек, сеть «Химчистки №1» насчитывала четыре приемных пункта (все в центральных районах Москвы). Годовая выручка компании превысила 120 млн рублей. Инвестиции Серова окупились.
Большую роль в раскрутке сервиса сыграло сарафанное радио и известность владельца химчистки. В числе ее первых клиентов были друзья Серова из шоу-бизнеса. Развлекательные СМИ охотно рассказывали о странном для поп-певца предприятии. «Все деньги, которые приносила компания, я пускал в оборот, — замечает Алексей. — Хорошо, что у меня были сторонние доходы от шоу-бизнеса». «Дискотека Авария» активно концертировала, в 2011 году записала очередной альбом, ее участники снялись в кинокомедии и музыкальном фильме.
Но флагманский пункт на Кутузовском «Химчистке №1» пришлось оставить. Дистрибьютор Lamborghini пожелала открыть там автосалон и предложила арендную плату в три раза выше. Серов присмотрел подходящее помещение по другую сторону проспекта, буквально через дорогу, большее по площади и на более выгодных условиях, и перенес туда фабрику. Но ее мощностей для обслуживания приемных пунктов уже не хватало. Алексей арендовал и оборудовал цех на бывшем сахарном заводе в районе Красной Пресни.
До нужных, по словам владельца, объемов компания «раскачалась» к 2013 году. С сахарного завода «Химчистка №1» переехала в бизнес-центр на Рябиновой улице в Очаково, где Серов выкупил площади под офис и подземную парковку, которую превратил в производственный цех. Другого недвижимого имущества у «Химчистки №1» до сих пор нет, все остальные объекты в аренде. Сейчас у компании около 30 000 постоянных клиентов. Четыре фабрики выполняют заказы от 17 приемных пунктов в Москве и одного на Рублевке. Представители сетей «Диана», «Лисичка» и Bianca деятельность конкурента не комментируют.
На открытие одной приемной точки у Серова уходит около 800 000 рублей, но предприниматель решил пока не расширять сеть. Теперь он вкладывает деньги в улучшение сервиса — технологии чистки, организацию доставки вещей, брендированную упаковку.
В «Химчистку №1» можно сдать и носки в стирку, и шерстяной ковер на реставрацию. Такие заказы принимают не столько ради дохода, сколько ради поддержания имиджа. Около 60% выручки компании приходится на повседневную одежду — так называемую костюмную и плательную группу. «Самое главное в нашем бизнесе, конечно же, качество, то есть чистота и соблюдение сроков», — декларирует Алексей Серов, удовлетворенно разглядывая ворот «подопытной» рубашки, взятой в кабинете технического директора.
Бизнес, впрочем, развивается небесконфликтно. Татьяна Даниленко, занявшая после открытия «Химчистки №1» должность ее гендиректора, в конце 2014 года ушла из компании и увела с собой часть сотрудников. Алексей Серов не стал искать нового генерального, взял на себя оперативное управление и, в свою очередь, заменил еще нескольких менеджеров — как он объясняет, для улучшения сервиса нужны новые, более активные сотрудники.
Сказалось ли это на доходах? Серов уверяет, что в настоящее время компания работает в прибыль, однако ее размер и норму он предпочитает не афишировать. Консолидированные финансовые показатели сети «Химчистка №1» не публикует. Выручка фабрики на Рябиновой улице, по данным СПАРК, в 2013 году составила 71 млн рублей, чистая прибыль — 1,8 млн рублей.
«Не зря я когда-то настоял на названии «Химчистка №1», хотя моему бывшему партнеру оно не нравилось, — хвалится Серов. — Я сделаю лучшую химчистку в городе, даже не сомневаюсь в этом». На крайний случай у него есть подстраховка — поп-музыка. Альбом «Дискотеки Авария» «Девушка за рулем», выпущенный в сентябре 2014 года, разошелся более чем миллионом копий.