Контекст
Идеи, цитаты и исследования, на которые стоит обратить внимание
1 Виртуальные резервы
Товарные позиции с наименьшей загрузкой мощностей (до 50%) в экономике России, по данным Росстата за 2013 год, %
Многие считают, что происходящее в российской экономике обвальное сокращение инвестиций и импорта оборудования инвестиционного назначения не столь уж и страшно. Они ссылаются на то, что уровень загрузки производственных мощностей в российской промышленности невелик, поэтому стимулирование внутреннего спроса со стороны государства и ускоренный выход российских компаний на внешние рынки — после двукратной девальвации и в условиях роста мировой экономики — позволят поддержать работу отечественных предприятий. Но экономист Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский считает, что утверждение о низкой загрузке мощностей не слишком убедительно. Дело в том, что данные Росстата крайне неполны. Действительно, по последней доступной статистике (2013 год), из 59 видов продукции по 55 видам уровень загрузки производственных мощностей был ниже 85% (что можно считать полной загрузкой в рыночной экономике), а по 22 из них даже ниже 50%. Однако совокупная доля всех 59 товарных позиций, по которым есть данные, составляет лишь около 27% совокупной добавленной стоимости промышленности, доля же тех позиций, где загрузка составляет менее 85%, и вовсе не превышает 15%. Таким образом, тезис о низкой загрузке мощностей в промышленности может рассматриваться лишь как гипотеза.
2 Смена курса
Хотя китайское общество и экономика радикально изменились за последние 30 лет — ВВП Китая с 2000 года вырос в девять раз, политические структуры страны изменились мало. Правительство стало эффективнее, чем в 1978 году, когда Дэн Сяопин пришел к власти. Пока экономика Китая росла, эта модель работала, отмечают аналитики Stratfor Роджер Бейкер и Джон Миннич. Она помогала не допустить возвращения к политике времен Мао Цзэдуна, которая могла бы торпедировать экономический рост. Но антикоррупционная кампания, начатая новым китайским лидером Си Цзиньпином, нарушает сложившееся равновесие. Переход власти от Ху Цзиньтао к Си был первым с конца 1970-х, не получившим санкции Дэн Сяопина. Выбранные им Ху Цзиньтао и его предшественник Цзян Цзэминь обеспечили более двух десятилетий преемственности и четких правил игры. Теперь Китай входит в незнакомые воды. Экономическая модель, созданная Дэном, явно исчерпала себя. Как и другие азиатские «тигры», Китай рос за счет экспорта и масштабных госинвестиций. Но этих факторов уже недостаточно, а общество развивается быстрее, чем политическая модель. Глобальный экономический кризис приблизил окончание периода легкого роста в Китае. Руководство страны начинает понимать, что нельзя больше откладывать то, что откладывали более 10 лет, — перестройку экономики для обеспечения устойчивого роста, основанного на внутреннем потреблении. Действия Си Цзиньпина скорее симптом, чем причина перемен. Антикоррупционная кампания является одним из элементов более широкого процесса. Смена модели потребует 5–10 лет и вызовет огромные социальные, экономические и политические деформации. Старая модель, легитимность которой опиралась на обещание роста материального благополучия и стабильности, нежизнеспособна.
3 Заочные знания
С середины 1990-х годов в России сокращается ключевой с точки зрения конечного результата элемент инвестиций в человеческий капитал — собственный труд учащихся, отмечает исследователь из Высшей школы экономики Анна Троицкая. По данным Росстата, с 1996 по 2013 год доля студентов, получающих очное образование, сократилась с 62,8% до 45%. Это существенно меньше, чем в странах ОЭСР, где полноценное высшее образование получают не менее 70% студентов. В негосударственных вузах по очной форме обучается менее трети студентов. При этом среди студентов очных отделений распространено совмещение работы и учебы. Многочисленные опросы показывают, что до окончания вуза на регулярной основе начинают работать 50–75% студентов. Эта специфическая особенность России резко контрастирует с практикой большинства развитых стран, во многих из которых, с одной стороны, существуют жесткие ограничения по найму на работу учащейся молодежи, с другой — интенсивность учебного процесса просто не позволяет студентам выделить время на регулярную трудовую деятельность в течение учебного года. Таким образом, неразвитость системы повышения квалификации работников в России создает помехи и в получении ими полноценного образования.
4 Исламский вопрос
Внезапное появление на Ближнем Востоке в середине 2014 года религиозно-политического феномена «Исламское государство» застало врасплох мировое сообщество. Действия ИГ так или иначе оказывают негативное воздействие на мусульманское сообщество в России, в котором за последние годы наблюдается рост радикальных настроений, пишет член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко в журнале «Россия в глобальной политике». Российская власть упрощает ситуацию, борется против экстремизма и сепаратизма, однако уходит от ответа на вопрос, каким образом в светском государстве можно жить по религиозным нормам. В Кремле не хотят задумываться о проблеме «цивилизационного», несепаратистского удаления Северного Кавказа от России, игнорируя то, что вектор российской гражданской идентичности не всегда совпадает с вектором религиозной идентичности, а иногда и противостоит ему. Происходящее требует от российской власти переосмысления отношения к исламу, в том числе политическому, отказа от стереотипов. Это тем более важно в условиях экономического кризиса. Одной из форм выражения социального протеста в мусульманских регионах является ислам. И не только на Северном Кавказе, но и в других регионах, где проживает значительное число мусульман. У Кремля же остается мало времени для модернизации политики в отношении ислама и происходящего в мусульманской среде России. Если активность «Исламского государства» продолжится, она может повлиять на российских мусульман, включая жителей Волго-Уральского региона.
5 Стройки капитализма
Кризис поставил под вопрос многие региональные инвестиционные проекты российских финансово-промышленных групп, отмечает политолог Ростислав Туровский в статье для Politcom.ru. Одним из хрестоматийных стал случай «Русала», который постепенно закрывает производство на малых и средних алюминиевых заводах, оставляя лишь самые крупные. На грани банкротства оказался «Мечел», что, в частности, поставило под вопрос реализацию самого масштабного сегодня дальневосточного угольного проекта — Эльгинского месторождения. В очередной раз откладывается запуск Наталкинского золоторудного месторождения в Магаданской области, которое называли крупнейшим в России (им владеет компания Polyus Gold, главный акционер которой — Сулейман Керимов). Недавняя авария на шахте «Уралкалия» может еще больше осложнить позиции России на мировом рынке калийных удобрений (учитывая отношения с «Беларуськалием»). Государственные компании тоже могут оказаться в сложном положении. Например, добыча алмазов компанией «АЛРОСА» снижается, поскольку новые мощности пока не компенсируют спад производства на старых месторождениях. За рамками сырьевого сектора тем более трудно ожидать каких-либо прорывных проектов. В автомобилестроении будут, вероятно, частично свернуты новые производства, витриной которых стала Калуга.
6 Последняя прибыль
Несмотря на сложную ситуацию в экономике, деловой климат в российском строительстве в I квартале 2015 года не ухудшился, отмечается в обзоре Центра конъюнктурных исследований ВШЭ. Большинство ключевых показателей (спрос, физический объем работ и прибыль) оказались такими же, как и в конце прошлого года. Четверть подрядчиков сообщили о снижении объемов строительно-монтажных работ, однако 21% констатировали рост. Неплохие итоги начала года экономисты ЦКИ объясняют «отголоском» ажиотажного спроса на жилье со стороны населения в конце прошлого года, а также освоением привлеченных ранее банковских кредитов. В то же время неблагоприятным фактором оказался рост цен, который, однако, не привел к сокращению прибыли компаний. Эксперты ЦКИ объясняют это низким уровнем конкуренции. Авторы предупреждают, что скоро ситуация осложнится. Прогнозы предпринимателей на следующий квартал — одни из самых худших за последние четыре года. Эксперты ожидают, что до середины 2015 года цены на строительные объекты будут расти, затем будет наблюдаться если не обвальное, то заметное их снижение. Это приведет к банкротству слабых фирм и большому числу слияний и поглощений, как законных, так и незаконных.
7 Нейробизнес
На наших глазах возникает технология, которая может привести к глобальным последствиям и изменить мир сильнее, чем телеграф, телефон и интернет. Речь идет о нейрокоммуникациях. Этой отрасли посвящен аналитический отчет РВК. Есть уже и специальный термин — нейронет. Протезы конечностей, подключаемые к периферическим нервам либо непосредственно к мозгу, применяются с 2010 года. Прогноз роста рынка искусственных органов и протезов — с $16 млрд в 2010 году до $32 млрд к 2018 году. Можно отметить весьма многообещающий рынок носимых устройств, считывающих физиологические параметры пользователя. Объем этого рынка в 2012-м около $1 млрд, и ожидается, что к 2016 году он вырастет примерно в 20 раз.