В год своего 290-летия коньячный дом Remy Martin, ко всеобщему удивлению, сменил мастера погребов. Событие это, важное в жизни любого коньячного дома, для Remy Martin имело особенное значение. На смену Пьеретт Трише, первой женщине в должности мастера погребов среди крупных производителей коньяка, пришел 34-летний Батист Луазо — самый молодой maitre de сhai современной истории.
Весной для Пьеретт Трише устроили проводы по-семейному: со слезами, цветами и танцами.
Теплая церемония проходила в натопленном перегонном цехе Domaine du Grollet, в самом сердце коньячных владений Remy Martin, и в присутствии не только друзей дома, но и лиц вполне официальных: президента группы Remy-Cointreau мадам Доминик Эрьяр Дюбрей и двух предыдущих мастеров-купажистов Remy Martin — почтенных Жоржа Кло и Андре Жиро. Момент был действительно историческим.
Пьеретт Трише вошла в летописи не только по гендерному признаку. Именно при ней фигура мастера-купажиста большого коньячного дома вышла из тени сырого погреба на яркий свет рампы. Скромная, всегда немного неловкая, но при том бесконечно обаятельная гасконская провинциалка, она стала первым из мастеров-купажистов, кому пришлось выйти на сцену гламурных маркетинговых презентаций и начать рассказывать непосвященным о своем магическом ремесле.
Как maitre de chai, Пьеретт Трише лично представляла свои коньяки публике, приоткрывая «страшные тайны», объясняя, как правильно дегустировать, и подробно комментируя вкус.
Она находила простые слова, чтобы обосновать ценность самых дорогих коньяков. Ее дегустационные комментарии звучали стихами. Мастера погребов она называла хранителем храма, а перегонное ремесло часто сравнивала с алхимией.
С ее непосредственным участием были представлены восемь новых релизов: Coeur de Cognac в 2007 году, «1898» в 2008-м, Remy Martin V и Centaure de Diamant в 2010-м, Centaure в 2011-м и VSOP Mature Cask Finish в 2012-м. Шедеврами Пьеретт Трише стали два коллекционных релиза Louis XIII Rare Cask, выпущенных в 2009 и 2013 годах.
Но свой последний продукт Пьеретт миру еще не показывала.
Было так изначально задумано или нет, но после вышеописанной церемонии проводов Пьеретт… никуда не ушла. Сначала ее отправили с Батистом Луазо в мировое турне — чтобы представить одаренного молодого человека профессиональной тусовке. А потом она ушла в отпуск и стала ждать запуска нового коньяка, созданного в честь 290-летнего юбилея.
Судя по всему, этот запуск для нее значит многое. В своих интервью она признавалась, что, работая над коньяком, она использовала часть запасов из неприкосновенной сокровищницы Remy Martin — спирты, отобранные ее предшественниками к 250-летию и к 275-летию дома.
«Пришел и мой черед — я тоже получила возможность создать юбилейный коньяк и оставить свой камень в фундаменте дома, — говорила Пьеретт Трише журналистам. — Мой последний ассамбляж закончен, Батист готов принять дела в свои руки, и я могу уходить».
Мастера погребов уходят с должности не так часто — если не считать скандалов и случаев смены владельца. Отставку Пьеретт Трише, исполненной сил и добившейся такого признания, можно считать исключением. Объявляя минувшей весной о решении оставить пост, Пьеретт рассказывала о желании начать «третью жизнь» — более свободную и не связанную с работой, чтобы быть ближе к природе и вернуть долг общения друзьям и родным. Вспоминать уроки рисования, учиться фотографировать, радоваться вкусам и ароматам.
«Счастлив тот, кто смог отказаться от мира раньше, чем мир отказался от него», — написано в одной мудрой книге.
Успела ли Пьеретт Трише рассказать об этом своему ученику? И если да, то мог ли понять ее слова 34-летний Батист Луазо, счастливый муж и отец трехлетней дочери?