В октябре гендиректором Volga Group Геннадия Тимченко (№6 в рейтинге Forbes, состояние $15,3 млрд) стал Дмитрий Чернышенко, бывший президент оргкомитета Олимпиады в Сочи. Альтернативных вариантов, по его словам, не искал. С Тимченко назначение обсуждали еще во время Игр, где тесно общались по поводу хоккея. Окончательное решение было принято в сентябре, после ликвидации оргкомитета. Источник Forbes, близкий к Volga Group, отмечает, что компенсация Чернышенко на новом месте превышает его зарплату в оргкомитете. Сам он этот вопрос не комментирует.
Топ-менеджерам Олимпиады, не общавшимся с миллиардерами и президентом лично, трудоустраиваться было сложнее. «Обещание [заместителя председателя правительства РФ] Дмитрия Козака, что мы стали уникальными специалистами и будем расходиться как горячие пирожки, не оправдались, — признается директор по развитию управляющей дирекции авиации «Базового элемента» Олег Селиверстов, бывший директор по организации прибытий и отъездов Олимпиады. — Мои коллеги по оргкомитету ощутили враждебное отношение к себе: денег хотят много, а управлять без распоряжения правительства не могут».
Причина затруднений с поиском нового рабочего места очевидна. «Мы не считаем нужным брать людей из оргкомитета, зарплатные ожидания которых выше рынка», — говорит начальник отдела продаж системного интегратора RadiusGroup Марина Карпунина. По ее словам, сейчас на рынке много предложений за гораздо более скромные деньги. Из-за кризиса рынок перенасыщен кадрами, и планка ожидания порой снижается в разы: в начале года человек готов был выйти за 200 000 рублей, а сейчас уже согласен на 100 000 рублей.
Старший партнер компании Ward Howell Антон Дерлятка отмечает, что полученный менеджерами на Олимпиаде опыт в обычной жизни избыточен. «Для многих Олимпиада станет вершиной карьеры. Люди не хотят уходить в среднестатистический бизнес, у них есть желание, чтобы их следующий проект был не менее интересным по задачам, а зарплата — существенно выше олимпийской. Таких проектов на рынке немного», — говорит хедхантер.
Куда и как трудоустраиваются олимпийские менеджеры? Бывший вице-президент по персоналу оргкомитета Олимпиады Марина Починок, родившая за два месяца до Игр третьего ребенка, вышла на новую работу в августе, на следующий день после увольнения. Теперь она гендиректор компании «Кидзания», открывающей через год образовательно-развлекательный парк в Москве. «После Олимпиады все предложения казались пресными, и я была уверена, что буду сидеть с малышом. Зацепила только «Кидзания», — говорит она. - Игры были сложными, эмоционально насыщенными. После них мы чувствовали себя героями. Но работодателям не нужны герои».
«Я не вижу постоянных мест работы, где было бы так же интересно, как на Олимпиаде», — признается бывший руководитель «Адлер-Арена» Дмитрий Григорьев. После Олимпиады он руководил промоутерской деятельностью на Гран-при России «Формула-1» в Сочи, в начале ноября вступил в должность руководителя подразделения по обслуживанию команд Чемпионата мира по футболу 2018. «На «Формулу» я попал по собственной инициативе. Компания-организатор владеет объектом, на котором я работал на Олимпиаде. Я знал руководство и предложил свою кандидатуру. На чемпионат мира меня пригласили, чему я был очень рад», — говорит Григорьев. (В проекте ЧМ-2018 сейчас работает и Антон Бакеев, бывший директор департамента управления объектами сочинской Олимпиады.)
Осенью новую работу нашел и вице-президент Оргкомитета Игорь Столяров. Выпускник МГИМО, до Олимпиады успевший поработать топ-менеджером в Duracell, Gillette и МТС, в Оргкомитете с 2007 года. Правда, на самой Олимпиаде Столяров не присутствовал — в декабре 2013 года он был задержан как обвиняемый по делу о покушении на преступление и коммерческом подкупе, заведенному в Пресненском суде Москвы. Накануне Олимпиады, 31 января, его перевели под домашний арест.
Факт задержания в разговоре с Forbes сам Столяров отрицает. Бывшие коллеги об аресте не знают, считая, что он несколько месяцев лечился после аварии. Сейчас Столяров на свободе. В конце октября принял предложение о работе от зарубежного ритейлера.