Повод для колонки покажется смешным. Известный блогер, в прошлом пресс-секретарь движения «Наши», позже Федерального агентства по делам молодежи, а ныне член Общественной палаты Кристина Потупчик в своим блоге на сайте «Эха Москвы» обрушилась с яростной критикой на статью в гламурном журнале Tatler о правилах найма персонала для поместий и дач. Не буду останавливаться на художественных достоинствах самой статьи — ее можно найти и, если хотите, весело посмеяться. Но показательны тезисы Кристины Потупчик: «Волею судеб в Уголовном кодексе есть статья 282… Я глубоко убеждена, что один раз эта статья может послужить на пользу каждого россиянина. Статья 282, она же «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», делает все перечисленное выше гораздо сильнее, чем любой «Майн кампф». ... Да и с точки зрения сохранения государственного строя это мера практически непременная».
Эти слова, на мой взгляд, очень показательны. Потупчик, что свойственно пропагандистам режима, очень четко уловила настроения государства. Ярость автора вызывает не явление, описанное в статье, а то, что об этом в принципе написано. То есть само разделение российского общества на хозяев и прислугу вопросов не вызывает. Спокойно воспринимаются привычки демонстративного потребления элиты и, что куда важнее, разный административно-правовой режим, в котором живет государственная и близкая к ней бизнес-элита и все остальное население. Но писать об этом нельзя, ни-ни. С тем же успехом Роберта Коха, открывшего в 1882 году возбудителя туберкулеза, можно признать виновным в существовании самой палочки.
Потупчик выразила свое личное мнение, как всегда, своевременно. Если вдуматься, закон об иностранных средствах массовой информации, всего за неделю принятый Госдумой, или законопроект, обязывающий СМИ писать только о том, что прописано в его уставе, ровно из той же серии. Причины ведь очевидны. Forbes, как и другие газеты и журналы, издаваемые западными компаниями (в случае с нашим журналом — немецкой компанией Axel Springer), не встраивается в информационную вертикаль, проще говоря, пишет о том, о чем «писать и не надо». Или, как Tatler, «разжигает классовую ненависть».
Другой пример. Решением Савеловского суда российский Forbes обязан опровергнуть свою оценку доходов президента «Роснефти» Игоря Сечина. При этом, несмотря на решения правительства, глава нефтяной госкомпании, как и его коллеги в «Газпроме» и РЖД, до сих пор не опубликовали свои декларации о доходах. То есть оценку публиковать нельзя, поскольку она порочит г-на Сечина. Но правду госкомпания все равно публиковать не будет. В аргументации представителей «Роснефти» звучит все та же знакомая мелодия — «не надо разжигать коммунистические настроения, наше население не поймет, в отличие от капиталистических стран с их долгой историей частной собственности, больших доходов руководителей компаний».
Оставив в стороне удивительную ловкость, с которой апологеты режима перескакивают с капиталистической, правой, идеологии на левую, социалистическую, замечу, что отсутствие реальной информации о доходах руководителей компании создает искривленную информационную среду, мешает принятию корректных решений и самому государству, и контрагентам «Роснефти». Об очевидных вещах вроде открытости и подотчетности государственных компаний даже вспоминать не буду — все равно бессмысленно.
Правда бывает неприятна. Сухой анализ фактов и эмоциональные мнения могут не нравиться или вызывать резкое отторжение, желание спорить и полемизировать. Можно не слушать экономистов, предупреждающих о рисках войны санкций, или немногих оставшихся политиков, способных возражать военно-патриотическому безумию. Но, заткнув оппонента, закрыв уши от неприятной музыки, власть отнюдь не прогнет мир под себя. Она просто станет еще меньше понимать, какие внешние вызовы ей по-настоящему угрожают.