Миллиардер Олег Бойко строит крупный бизнес по микрофинансированию.
В 2011 году, когда миллиардер Олег Бойко (состояние $1,35 млрд, 78-е место в списке Forbes) решил инвестировать в латвийскую микрофинансовую компанию 4finance, он и представить не мог, что всего через три года стоимость этого бизнеса вырастет на порядок и компания станет на рынке онлайн-кредитования едва ли не крупнейшей в мире. В 2015 году Бойко планирует обогнать мирового лидера этого рынка английскую компанию Wonga, а потом провести IPO 4finance — ее капитализация, по оценке владельца, может достичь $1 млрд. В свое время, по оценке Forbes, Бойко заплатил за 75% 4finance $70 млн. С момента покупки его доля не изменилась.
«У нас есть три идейные составляющие: fintech, online и sub-prime, все вместе это 4finance», — говорит Бойко. Основа бизнеса компании — короткие кредиты до зарплаты по онлайн-заявке, заемщик должен погасить весь долг в конце срока. Клиенты могут получать деньги наличными в системе мгновенных переводов, на счет электронного кошелька или на банковскую карту. Компания работает в основном под брендом Vivus в 12 европейских странах, лучше всего дела идут в Прибалтике и Польше.
В чем идея Бойко, делающего ставку в первую очередь на fintech? Он хочет дополнить онлайн-кредитование другими финансовыми сервисами — продажей различных продуктов, электронными кошельками, денежными переводами и мобильным эквайрингом. Недавно холдинговая компания Бойко Finstar приобрела платформу мобильного банка у бразильской компании Freedom Technologies. В планах Бойко еще несколько сделок, в их числе покупка высокотехнологичных компаний, кредитных организаций, а также увеличение доли в 4finance до 100%.
Самое сложное — конкурировать за клиента с банками, готовыми тратить на его привлечение, по оценке Бойко, до €200. Впрочем, его микрофинансовый бизнес уже столкнулся и с другими трудностями. По данным рейтингового агентства Moody’s, к началу 2014 года у компании 4finance скопилось €69 млн необслуживаемых займов, или 31% выданных кредитов. Аналитики агентства считают, что пока проблема не критична для компании: средний срок погашения кредита — 30 дней, при этом проблемные кредиты удерживались на балансе до двух лет.
Еще один риск — ограничения финансовых регуляторов, которые декларируют защиту потребителей. В июле 2014 года британские власти установили максимальную ставку по «кредитам до зарплаты» в размере 0,8% в день, аналогичные решения готовят и в других странах. Бойко говорит, что такие ограничения в большей степени затрагивают бизнес его наиболее агрессивных конкурентов, а 4finance уже диверсифицируется. Компания начала выдавать длинные кредиты на срок до двух лет с ежемесячными платежами, таких ссуд уже четверть портфеля, в перспективе «длинным» будет каждый второй кредит. В Европе ставки по таким кредитам у компании варьируются от 63% до 150% годовых, тогда как по коротким займам доходят до 820% годовых, а в России — до 13 800% годовых.
Инвестиции в микрофинансовый бизнес есть у нескольких крупных российских бизнесменов, например у Александра Мамута («МигКредит») и Максима Ноготкова (Credberry.ru). Бойко считает российские кредитные риски слишком высокими, поэтому его компания активную экспансию в РФ не ведет.
Какие планы на ближайшее будущее? В августе 2014 года 4finance рефинансировала долги, разместив второй выпуск еврооблигаций объемом $200 млн на пять лет по ставке 11,75% годовых с участием банков и хедж-фондов. В проспектах к выпускам облигаций написано, что погасить долги компания может, проведя IPO. Сколько стоит 4finance? Компании микрофинансового сектора оцениваются сейчас с коэффициентом 12 к чистой прибыли (Р/Е), говорит Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор российской компании «Домашние деньги». Бойко также рассчитывает на оценку с двузначным P/E. По итогам 2014 года он прогнозирует рост EBITDA с €60 млн до €100 млн. Следовательно, чистая прибыль может вырасти с €35 млн до €60 млн, а капитализация уже к концу этого года может достичь €700 млн.
Предприниматель Бойко стоял у истоков многих крупных компаний, включая «Евраз», но так и не провел ни одного публичного размещения акций принадлежащих ему предприятий. Еще до кризиса 2008 года он планировал провести IPO игорного холдинга Ritzio Entertainment, но игорный бизнес попал в России под запрет. Три года назад Бойко задумывался об IPO косметического ритейлера «Рив Гош», но продал эту компанию и начал инвестировать в 4finance. Теперь он не хочет торопить события: «Сейчас IPO не самоцель — компанию ждут еще два-три года бурного роста».