Владельцы больших состояний дают советы, как торговать на бирже.
Бизнесмен из списка Forbes, с азартом кликающий компьютерной мышкой перед монитором с котировками ценных бумаг, как выяснилось, не такая большая редкость. На бирже торгует самый богатый российский предприниматель Алишер Усманов (№1 в списке Forbes, состояние $18,6 млрд); по словам очевидцев, не так давно он сидел за торговым терминалом в московском офисе Bloomberg и внимательно слушал разъяснения сотрудника компании. Еще в 2003–2004 годах Усманов лично провернул удачную сделку с акциями англо-голландской сталелитейной компании Corus: он продал бумаги в 12 раз дороже, чем покупал, и заработал более $600 млн. Часто сидит перед торговым монитором Сулейман Керимов (№19, $6,9 млрд), ценные бумаги и индексы покупает и продает Олег Бойко (№78, $1,35 млрд), сделки заключает Давид Якобашвили (№91, $1,2 млрд). Все они легко могут нанять целый штат опытных аналитиков и трейдеров, но предпочитают лично управлять частью своих денег. Почему?
Бойко считает попадание в список Forbes определенным знаком качества бизнесмена, такие предприниматели, по его оценке, умеют управлять не только бизнесом, но и своими деньгами. Насколько эффективно управляют своим богатством резиденты списка Forbes? Рассмотрим старожилов списка — 37 постоянных участников. С 2004 года их совокупное состояние выросло в три раза, с $86 млрд до $261 млрд. Индекс РТС за тот же период (с февраля 2004-го по февраль 2014 года) вырос в два раза, иными словами, состояния богатейших предпринимателей в среднем росли в полтора раза быстрее рынка. «Когда мне звонят из отделов private banking и предлагают отдать деньги в управление, я спрашиваю: а сколько вы зарабатываете? Может, лучше вы сами отдадите мне деньги в управление?» — рассказывает Бойко. Он уверяет, что доходность его личных вложений не меньше 25% годовых.
Есть и другие причины, приведшие бизнесменов из списка Forbes к торговым мониторам. Якобашвили получил негативный опыт общения с профессиональными управляющими в 2008 году. «Я отдал деньги в доверительное управление, а когда индексы полетели вниз, никто не предупредил, что надо выходить из инвестиций. Лучше следить за деньгами самому», — рассказывает он. Финансист, президент группы «Спутник» Борис Йордан хочет все время быть в гуще событий. «Я просто люблю видеть и знать, что происходит на рынках. Этого нельзя почувствовать, лично не участвуя в торговле», — говорит он.
Forbes спросил у собственников крупного бизнеса, которые сами торгуют на бирже, во что они вкладывают деньги и чем руководствуются при инвестировании.