В последнее время монетарные власти РФ все чаще делают шаги в правильном направлении. Действительно, стимулирование потребительского спроса остается одним из немногих инструментов поддержания роста ВВП. Потребительское кредитование — дело в этом смысле полезное, но не совсем безопасное (просрочка, самоубийства, коллекторы-полубандиты и прочие вредные для социальной стабильности вещи). Кроме того, оно позволяет существовать средним и малым банкам, а это не соответствует тренду «сорную траву — с поля вон!».
Оптимальным решением было бы прихлопнуть основную массу малых и средних банков, их финансовые потоки переместить в крупные (в первую очередь с госучастием) банки, а средства напуганных вкладчиков в основном отправить на потребительский рынок. Таким образом, достигаются как тактические (подталкивание потребительского спроса), так и стратегические (реструктуризация банковского сектора и повышение степени его регулируемости) цели. Оставшиеся 300 банков наш орган банковского надзора уж как-то сможет отрегулировать.
В кои-то веки монетарные власти в достижении поставленных целей демонстрируют последовательность и системность. Ими внесены — и, очевидно, будут приняты — законопроекты, предполагающие следующие изменения:
• под предлогом осуществления «банковского сопровождения» крупных контрактов по госзакупкам счета исполнителя по этим контрактам переводятся в уполномоченный банк (критерии отнесения банков к этой группе — соответствие ст. 74.1 Налогового кодекса, где, вообще-то, прописаны требования к банковским гарантиям в целях налогообложения);
• вообще без предлогов счета «предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики Российской Федерации», переводятся в уполномоченные банки, список которых устанавливается правительством.
Эти два пакета нормативных документов способны существенно продвинуть вперед дело сокращения мелких и средних конкурентов группы уполномоченных банков.
Есть и приятные открытия. Ранее считалось, что финансовые власти — это такие бухгалтеры, потолок фантазии которых — поднять НДС. Оказалось, они способны на большее. Например, на «банковское сопровождение». Это, конечно, новация, которой невозможно не восхищаться, — креативность поднялась до эпического уровня 1990-х. Не только воссоздаются «уполномоченные банки», но им де-факто передаются надзорные функции Федерального казначейства, Росфинмониторинга, Банка России и пр. (естественно, передается постановлением правительства, поскольку закон об этаком придумать будет непросто).
Основной смысл новой формы «частного надзора» — выявление субконтракторов исполнителя государственного заказа. Интересно? Конечно! Неочевидно, что банки будут отвечать за качество надзора, но писать сообщения в Росфинмониторинг (в рамках «противодействия финансированию экстремистской деятельности») будут. Ну и совсем уже вишенка на тортике: уполномоченным кредитно-финансовым учреждениям вменяется в обязанности осуществлять строительную экспертизу.
Естественно, уполномоченные банки получают право распоряжения временно свободными остатками средств исполнителей госзаказа (как минимум это авансированные средства — обычно 30% общей стоимости). Но креатив не был бы креативом, если бы этим дело ограничилось, — предусматривается и «оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров и работ условиям госконтракта» за скромные 1–2% от суммы контракта (да-да, опять «2%»). Имеется ли в виду то, что на новом московском языке называется GR, жизнь покажет.
Но самое главное — возрастет стабильность банковской системы. Оставшиеся в живых банки будут не только «слишком большие, чтобы дать им обанкротиться», — их придется спасать еще и из-за средств бюджетных и «стратегически важных предприятий». Менеджмент может больше не беспокоиться и начинать расширенное кредитование инновационных и инфраструктурных проектов.
Мы ожидаем, что реализация этих мер прибавит 0,5–1,0% к темпам роста ВВП в 2015–2016 годах. Но не очевидно, что позитивный эффект от мер продолжится и в предвыборных 2017–2018 годах. Надо думать, будут реализованы и дополнительные меры по развитию экономики. Столь же изящные по форме и эффективные по результату.