Как министр культуры издевается над представителями своего социального сословия.
Новости культуры: Россия не Европа. Слышали? Пропустили? Понятно: когда говорят пушки, молчат музы. Музы, в общем, и помалкивают. Зато начальник российских муз, во всяком случае многих муз кормилец, Владимир Мединский под шумок залился соловьем.
На самом пике украинского кризиса, когда Россия подвела к границе танки, в открытый доступ просочился труд с неаппетитным названием «Основы государственной культурной политики».
Читать такое сочинение, конечно, совсем не хочется. Но русская интеллигенция, по долгу своему читающая много и немало очень вредного, сочинение это буквально проглотила, поскольку давно ожидала от министра культуры чего-то подобного. Проглотила и ахнула.
Документ подготовлен, как указывается, экспертной группой Министерства культуры. Не вдаваясь в долгие рассуждения, авторы уже в третьем пункте нажимают на спусковой крючок. «Россия не Европа», — объявляют они. Эта фраза вычленена. Не упакована в вату придаточных предложений и оговорок. Это пуля, совершенно разрывающая мозг. Лихой выстрел от бедра из вестерна.
Авторов не волнует шаткость оснований, на которых они неловко, враскорячку стоят. В сущности, это только философ Данилевский да так называемая евразийская школа, традиционно относимая скорее к шаманским пришептываниям и наукой упрямо не признающаяся. Евразийство, например, рассматривает православие России не как основу ее здоровья, а как досадную старую хворь, сковывающую ее монгольскую удаль.
Ничего дурного про православие в докладе, разумеется, нет. Напротив, бедность аналитического аппарата там, как положено, маскируется заклинаниями. Авторы так часто и пустопорожне используют слово «традиция», что становится не по себе. Так чувствуют себя обычные прихожане церкви, когда там появляется пожилая богомолка, неистово бьющая лбом о пол.
Быть Европой вовсе не означает любить Европу или знать ее. Русский человек даже без единого шенгена в паспорте может запросто передать свое впечатление о встрече с новым знакомцем так: солидный человек, хорошо одет, интеллигентный — европеец. А другой русский человек даже и с 10 шенгенами рассуждает так: мне наша природа больше нравится, и люди у нас лучше, талантливее, искреннее; если дороги нормальные сделать и на тротуары перестать плевать, то будет лучше, чем в Швейцарии.
Европа для России что cолнце для земли. Одни к этому солнцу тянутся, другие от него прячутся. Если вдруг кто-то у нас, говоря о стране, где восходит cолнце, призывает брать с нее пример, то нет никаких сомнений, что перед вами японовед. Когда же другой наш человек призывает сплотиться, как китайцы, то можно не сомневаться, что в Китае он никогда не был, ничего о нем не знает и Китай для него заклятие, чтобы спугнуть нечистую — Америку и Запад.
Вообще это нормально, очень по-европейски провозглашать себя Неевропой. Гитлер восстал против «еврейской Европы», Франко поместил Испанию в 40-летний карантин, чтобы страна не подхватила коммунистическую заразу, которой, как считал генерал, больна вся Европа, не только Советский Союз. Вечером под треск поленьев в камине некоторое количество англичан за стаканчиком старого виски без всякого вызова вам признаются: «Знаете, у нас тут не Европа. Немного другое». Да мы это и сами знаем.
В случае с министром культуры России велик соблазн объяснить его нелепые программы вассальским инстинктом забежать вперед — угадать желания Работодателя. Это да, это конечно. Но госкарьеристов тысячи и тысячи, но ни один из них не догадался договориться до того, что «Россия не Европа».
«Основы государственной культурной политики» опубликованы в правительственных газетах. Там, разумеется, нет больше фразы «Россия не Европа» и вся ахинея, этому заявлению сопутствовавшая, изъята. Но цель Мединского достигнута. Не перед Путиным министр культуры выслуживался. Он состроил знатную рожу себе подобным. Как Pussy Riot поглумились над государством, так Мединский потроллил интеллигенцию. Нет для интеллигента, писателя и памфлетиста соблазна слаще, чем ошеломить читающую публику какой-нибудь оскорбительно новой мыслью. Собственно, этим занимался еще недавно Мединский, выпекая как ватрушки свои карманные книжечки-памфлеты «Мифы о России».
Перформанс Pussy Riot в ХХС и организация утечки проекта «Основ государственной политики», чтобы интеллигенция побесилась, — суть художественные акции, псевдоинтеллектуальное хулиганство. Только девочки отчаянно рисковали, а Мединский не рисковал ничем. Итогом этих акций в России для Pussy Riot стала «двушечка», с головы тролль-министра не упала ни одна волосинка.
В Европе же случилось бы почти наоборот. Девочек отпустили бы, погрозив пальцем, шутник-министр почти наверняка потерял бы свой пост. Но в тюрьму за изречение, что терпимость и мультикультурность — это суть чума XXI века, его бы никто не стал сажать. В этом, действительно, Россия не Европа. А Европа не Россия.