Назначенцам из центра проще будет резать региональные бюджеты.
Давно уже стала банальностью идея американского экономиста Мансура Олсона о том, что «стационарный бандит» в конце концов превращается в заботливого регионального руководителя. Все граждане с нетерпением ожидали этого превращения, практически считали дни. Но не дождутся. Российские чиновники становятся все менее стационарными.
Во-первых, региональные руководители силовых структур давно уже ротируются на регулярной основе. Они практически никогда не являются местными жителями и ничем не связаны с регионом пребывания.
Губернаторы также давно уже не исключительно местные «политические тяжеловесы»: примерно треть просто приезжие, правда, среди них есть и так называемые выходцы из региона.
Вице-губернаторы и министры региональных правительств тоже уже не исключительно местные кадры. Даже если вынести за скобки многострадальную Москву, очевидно, что появился кадровый рынок региональных топ-менеджеров, перемещающихся из региона в регион самостоятельно, вне так называемых кадровых команд губернатора. Впрочем, «кадровые команды» пришлых губернаторов тоже никуда не исчезли.
С 2013 года раз в пять лет должны менять регион пребывания и руководители территориальных органов «гражданских» ведомств — от налоговой службы до безобидных статистиков. Пока процесс не массовый, но это еще просто сроки не подошли.
Таким образом, процесс подавления основ региональной элитной фронды (пусть даже проходящий под лозунгами борьбы с терроризмом и коррупцией) выходит на новый уровень. И это удивительно своевременно, поскольку в ближайшее же время неизбежны проблемы во взаимоотношениях федерального центра с региональными центрами власти.
Суть вопроса проста: если денег становится меньше, а обязательств больше, то нужно перераспределять либо эти же деньги, либо ответственность за невыполнение обязательств. В «лихие девяностые» центр денег не давал, но брал на себя политическую ответственность. В «нулевые» денег как-то хватало. В «десятые» центр хочет деньги все-таки оставить себе, а вот ответственность передвинуть на региональный уровень.
Параллельно с борьбой за «долю справедливую» бюджетных трансфертов региональные власти стремятся получить средства различного рода мегапроектов — от форума АТЭС, Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу до универсиад и ЭКСПО. Практически все мегапроекты размещаются безотносительно эффективности регионального бизнеса и системы управления, то есть являются не инвестициями, а экономической помощью. Естественно, региональная фронда при этом должна отходить на второй план.
В результате единственными институтами, отстаивающими региональные интересы и в первую очередь интересы местного бизнеса, остаются муниципалитеты и законодательные собрания регионов. Этой новой конструкции региональной власти предстоят серьезные испытания, и довольно скоро. Уже в июне нужно определяться с основными параметрами региональных бюджетов на 2015 год. С учетом разворачивающегося кризиса региональных бюджетов придется принимать какие-то решения — просто наращивать заимствования для покрытия текущих дефицитов вряд ли уже возможно. Также невозможно уже делать вид, что доходы от налога на прибыль и имущество вот-вот начнут расти под влиянием неких стимулирующих мер.
Таким образом, выбор невелик — либо сокращать расходы на образование и здравоохранение, либо сокращать субсидирование (как прямое, так и непрямое) региональных предприятий. Первое означает невыполнение «майских указов» и, скорее всего, невозможно, по крайней мере в этом году.
Сокращение субсидий местному бизнесу позволяет в общем решить проблему сбалансированности региональных бюджетов. Это немалые деньги, в среднем вдвое больше заложенных в региональных бюджетах расходов на ЖКХ. Или, если так понятнее, от 40% до 60% средств, заложенных в региональных бюджетах на здравоохранение. Даже неполное сокращение субсидирования местной экономики закроет дыру в региональных бюджетах.
Скорее всего, подчиненные федеральному центру региональные структуры готовы будут согласиться с таким бюджетным маневром. И, скорее всего, столкнутся с ожесточенным сопротивлением института, представляющего интересы местного бизнеса, — региональных законодательных собраний.
Если это сопротивление федералам не удастся сломить легко и быстро, наступит время раздумий. Действительно, заменить «регионально мыслящих» бизнесменов, заполнивших фракции региональных парламентов, «общегуманитарно ориентированными» членами ОНФ не такая уж странная идея. Особенно если при этом бороться с коррупцией и сепаратизмом. И даже если запустить в законодательные собрания немного столь же «общегуманитарно ориентированной» оппозиции.
Тогда с региональной фрондой покончено будет окончательно.