Почему становится опасно хранить деньги в швейцарском банке.
Российские граждане и компании, как считается, хранят в банках Швейцарии активы на сумму несколько сотен миллиардов долларов. Всего активы иностранных (фактических офшорных) компаний и граждан в швейцарских банках оцениваются в сумму около $3 трлн, причем, по данным Нацбанка Швейцарии, до четверти из них может принадлежать фондам и гражданам бывшего СССР и Восточной Европы. Чем грозит им заявленный курс на деофшоризацию?
У российских государственных органов лишь недавно появилась возможность получать информацию о счетах резидентов России в Швейцарии — после того, как в 2013 году вступило в силу дополнение к соглашению об избежании двойного налогообложения. Но уже сегодня налоговики могут, например, облагать налогом на территории РФ доходы, выплачиваемые на швейцарские счета, если эти доходы получены по паям инвестиционных фондов или от продажи акций компаний, контролируемых россиянами. Капитал этих компаний, правда, должен наполовину и более состоять из находящегося в России недвижимого имущества. И эти возможности будут расти.
Конечно, налоги с физлиц в России пока низкие, а опыт работы налоговиков с иностранными банками невелик. Однако доступ к информации о банковских счетах россиян в Швейцарии и о поступлениях на эти счета уже открыт — достаточно правильно оформленного запроса из России. Это во многом противоречит швейцарскому закону о банковской тайне от 1934 года и другим актам, которые действуют в стране, пока еще ограничивающей правительства других стран в получении данных о своих налогоплательщиках. Но если американцы или немцы уже преодолевают этот швейцарский закон, то со временем это могут сделать и российские власти.
США первыми добились от Швейцарии выдачи информации об активах своих граждан, которые автоматически подпадают под подозрение US IRS, открывая счета в этой стране. Другие страны (Франция, Германия) пока еще должны представлять швейцарским властям доказательства того, что их налоговые резиденты используют швейцарские банки для налоговых правонарушений. Да и американцам банкиры пока окончательно не сдались — парламент Швейцарии в 2013 году отклонил закон, обязывающий банки раскрывать властям США всю информацию по счетам.
Но если в Европе есть адвокатское и клиентское лобби, поддерживающее швейцарских «правых» в борьбе за сохранение банковской тайны, то у российской элиты в Швейцарии поддержки нет. Есть только деньги, легализованные в основном на скорую руку.
Интересно, что россияне — налоговые резиденты Великобритании с 2013 года стали получать от своих швейцарских банкиров вопросы: «Предпочитаете ли вы, чтобы банк сообщал в британские налоговые органы о поступлениях на ваш счет или чтобы британские налоги удерживались нами для перечисления в Великобританию?» Российским налоговым резидентам швейцарские банкиры пока подобных вопросов не задают, поскольку еще не имеют достаточной правовой базы и инструкций, как себя вести в отношении клиентов, указывающих при открытии счета российский адрес. Вместе с тем некоторые банки перестали отправлять отчеты по счетам в Private Banking по электронной почте, настаивая, чтобы клиент указал почтовый адрес в конкретной стране, то есть снял с банка ответственность за определенные составляющие банковской секретности. Кроме того, если в Великобритании для зачисления денег на счет в местном банке с личного счета в России уже просят представить российскую налоговую декларацию, то вскоре это станет возможным и в Швейцарии.
С появлением в 2013 году новой редакции закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» возможности для сбора информации о зарубежных активах россиян возросли. В законе сказано, что банки в РФ имеют право (фактически — должны) требовать от клиентов данные о конечных бенефициарах зарубежных компаний — владельцах активов в России. Это дает право полицейским задавать вопросы гражданам на тему «Вы являетесь владельцем бизнеса? На какие деньги он создан?» и т. п. Тем самым в руки полиции (а через нее — другим правоохранительным органам и налоговикам) передан мощный инструмент поиска информации. А на основе полученных данных можно писать обоснованные запросы в Швейцарию и другие страны.
Где запрашивающие организации будут искать сотрудничества в первую очередь? Очевидно, что не в защищенных английским правом и крайне медленно работающих офшорных зонах. Внимание сфокусируется в первую очередь на Швейцарии, а также Австрии, Люксембурге и прочих странах ЕС, где работают банки — держатели российских активов.