Московский предприниматель Олег сидел за рулем припаркованного на окраине города автомобиля и нервно посматривал в зеркало заднего вида. Вскоре он увидел неприметный грязный кроссовер, который поравнялся с автомобилем Олега и остановился. Тонированное боковое стекло кроссовера опустилось. Олег тоже открыл свое окно, и через несколько секунд ему на колени упала сумка с деньгами. Внедорожник тем временем быстро скрылся за углом. Олег, подобрав деньги, тоже дал по газам. Пересчитывать наличность на месте он не стал: «служба доставки» до сих пор сбоев не давала. К тому же он мог предъявить претензии организаторам подпольной сети по обналичиванию, используя специальное программное обеспечение.
Эта история, произошедшая осенью 2013 года, иллюстрирует работу системы обналичивания денежных средств, услугами которой пользуются тысячи предпринимателей. Forbes удалось узнать, как устроена одна из подпольных сетей Москвы по обналичиванию денег. Как работает система, которая приобрела, по признанию служащих Центробанка, макроэкономический масштаб?
Кровь экономики
Незаконным бизнесом по превращению безналичных денег в перетянутые резинками пачки купюр занимаются, по данным МВД, сотни обнальных организаций, в том числе банков. Неучтенная наличность нужна предпринимателям для взяток и откатов, для выплат зарплат сотрудникам в конвертах и ухода от налогов. Бывший председатель Центробанка Сергей Игнатьев оценил объем рынка обналички в 500 млрд рублей в 2012 году. Основной интерес к наличным проявляют строительные компании и малый бизнес. В последнее время, по данным МВД, центр незаконных операций перемещается из Москвы в регионы, а поставщиками наличных денег, как и прежде, становятся вещевые, строительные и продовольственные рынки и компании с большим объемом наличной выручки, например транспортные и торговые.
Центробанк, Росфинмониторинг, а также МВД и другие силовые структуры борются с обналичкой с переменным успехом. В 2013 году власти перешли в активное наступление. «Пять лет назад я мог заказать и тут же получить наличными $10 млн, а сейчас не больше $2 млн», — рассказывает финансист, не раз выступавший звеном в цепочке по обналичиванию. Руководитель федерального информационного центра «Аналитика и безопасность», майор полиции в отставке Руслан Мильченко говорит, что количество обнальных площадок и банков начало сокращаться в 2009 году, когда появился политический запрос от руководства страны: спецслужбы должны взять под контроль денежные потоки, участвующие в сомнительных операциях. «Теперь крупную сумму просто так не обналичишь, — рассказывает на условиях анонимности финансист. — Такую транзакцию не спрячешь, ведь Росфинмониторинг научился анализировать поступающую к нему информацию и быстро отследить $10 млн для него больше не проблема».
Сеть. Проверка
Олег владеет небольшим агентством по организации корпоративных мероприятий и вечеринок. Однажды — дело было летом 2011 года — ему потребовались наличные — несколько сотен тысяч рублей. Для предприятий малого бизнеса это весьма существенная сумма. Он обратился к знакомым и, заручившись двумя обязательными рекомендациями, отправился на встречу с представителями сети по обналичиванию. Собеседование проходило совсем не в духе шпионских фильмов в забегаловке без названия на окраине города, а в респектабельном офисном центре на северо-западе Москвы. Здесь расположен один из офисов компании со штатом из нескольких десятков человек во главе с представительным генеральным директором. Олег категорически отказался рассказать Forbes, под каким прикрытием работает фирма, но ее основная деятельность никак не связана с официальной. Обналичка — вот настоящий бизнес, приносящий организаторам подпольной сети миллионы долларов.
На встрече Олег подробно рассказал двум представителям сети о своем бизнесе, показал типовые договоры, назвал основных заказчиков и контрагентов. Подозрений он не вызвал, но на первом этапе получил всего лишь реквизиты нескольких компаний, схожих по профилю с его бизнесом. Счета у них были открыты в небольшом банке, его название Олег не раскрывает, но именно этот банк сеть использует как основной. От имени этих фирм Олег время от времени заключал договоры со своими заказчиками, они перечисляли ему деньги за оказанные услуги, а он их снимал в наличной форме. Комиссионные за услугу были чуть меньше 10%.
Первое время организаторы сети присматривалась к новобранцу, полностью ему не доверяли, поэтому наличные он получал в чужом автомобиле, припаркованном в людном месте. «Я сел в машину, незнакомый мужчина положил на сиденье пакет с деньгами, не передавая его из рук в руки, — рассказывает Олег. — Я просто забрал деньги и вышел из автомобиля».
Мастер обналичивания
До недавнего времени флагманом обналичивания был Мастер-банк, лишившийся лицензии в ноябре 2013 года, а до этого выдававший около 1 млрд рублей в день. По словам замначальника управления Следственного департамента МВД Павла Сычева, обычно в делах об обналичивании банки играют пассивную роль, они лишь открывают расчетные счета по заявлению фирм-однодневок, однако в случае с Мастер-банком все было намного сложнее. «В течение последнего года банк способствовал обналичиванию средств по сомнительным основаниям на сумму не менее 200 млрд рублей
и допустил свыше 100 нарушений действующего законодательства», — сказал Forbes зампред ЦБ Михаил Сухов. Если исходить из оценок рынка, озвученных экс-председателем Центробанка Сергеем Игнатьевым, получается, что доля Мастер-банка на этом рынке достигала 40%.
По сути Мастер-банк был холдинговой структурой и управлял сетью меньших по размеру банков-партнеров, где были открыты счета более 200 фирм. Специальные сотрудники занимались открытием и ведением лицевых счетов физлиц, на которые фирмы-однодневки перечисляли деньги — якобы «зарплату», «кредиты» и «средства от продажи ценных бумаг». По данным ЦБ, количество таких счетов достигало двух тысяч.
Основным звеном в схеме обналичивания через Мастер-банк была его обширная сеть из 3500 банкоматов (третье место в стране). «Фирмы-однодневки перечисляли на счета граждан — клиентов Мастер-банка средства по договорам займа, и они до конца того же дня обналичивали эти средства в банкоматах банка», — говорит Михаил Сухов. По словам Мильченко из информационного центра «Аналитика и безопасность», банкоматы Мастер-банка в аэропортах были заряжены купюрами по €500, а лимиты при снятии зарплаты или кредита наличными могли отсутствовать.
Впервые Мастер-банк попал в поле зрения МВД в 2007 году. Тогда было возбуждено дело в отношении четырех сотрудников Мастер-банка и Банка проектного финансирования (лицензия отозвана в декабре 2013-го). В итоге они были осуждены за незаконную банковскую деятельность, которой занимались с июля по сентябрь 2006 года. С тех пор банк стал фигурантом шести уголовных дел. По двум из них вынесены приговоры, два закрыты и по двум следствие продолжается.
Председатель правления и основной собственник Мастер-банка 64-летний Борис Булочник имеет статус подозреваемого, рассказал Forbes источник в правоохранительных органах. Он покинул страну и, по некоторым сведениям, находится в Израиле. Кроме банка семья Булочник владеет Дмитровским заводом фрезеровочных станков, торговым центром в Москве, Жостовской фабрикой декоративной росписи и строит несколько коттеджных поселков. По оценке собеседников Forbes, свое состояние Булочник сколотил на сомнительных, но высокодоходных операциях. Доходность обнала превышает доходность даже розничного банковского бизнеса, говорит руководитель группы по оказанию услуг в области внутреннего аудита КПМГ в России и СНГ Дмитрий Чистов.
«Маржинальность обычного банковского бизнеса стала очень низкой. И куда деваться банкирам? — рассуждает совладелец банка «Смоленский» Павел Шитов. — И когда к ним приходят какие-то странные люди и предлагают доходный бизнес, многие соглашаются». По данным Агентства по страхованию вкладов, банк «Смоленский» зарабатывал именно на сомнительных операциях. Шитов это отрицает. Лицензия у банка была отозвана в декабре 2013 года.
Сеть. Софт
Примерно через полгода после знакомства с людьми из подпольной обнальной сети предприниматель Олег, проведя несколько простых сделок по обналичиванию, вышел на более высокий уровень. Он получил флешку со специальной программой, существенно расширяющей возможности клиента. Для запуска софта необходим доступ в интернет, вся информация шифруется и хорошо защищена от взлома. Серьезные клиенты обнальной сети запускают программу из движущейся по МКАД машины, используя мобильный модем. Почему так сложно? Исключительно по соображениям безопасности: соты постоянно меняются, а вместе с ними и IP-адрес, и отследить компьютер практически невозможно. После пользования софтом клиенты, по словам Олега, просто выбрасывают модем в воду. И следов не найти. Сам он, правда, к таким мерам предосторожности не прибегал — масштаб операций не тот.
Какие возможности предоставляет сервис на флешке? Софт позволяет клиенту выбирать по коду ОКПО свой вид деятельности, например производственную, строительную, торговую, рекламную компанию и т. д. Одновременно клиент указывает один из трех уровней «чистоты» компании, предлагаемой для операций по обналичке. У «белых» компаний есть реальный, а не подставной генеральный директор, офис, сайт, они сдают налоговую отчетность. Такая компания с большой вероятностью пройдет встречную налоговую проверку и не вызовет вопросов у контрагентов. Срок жизни «белой» фирмы может достигать нескольких лет. «Серые» компании тоже сдают отчетность в налоговую, но директорами и бухгалтерами там числятся, как правило, бродяги, алкоголики и люди, потерявшие паспорт. «Черная» компания ничего никуда не сдает, это классическая фирма-однодневка, зарегистрированная по украденному паспорту.
И наконец, самая важная опция в меню программы на флешке — выбор услуги, или способ обналички. Помимо классического обналичивания (перевел безналичные — получил пачки денег) можно, например, выбрать схему с векселем на предъявителя или даже перевод денег за рубеж. Поставив
в нужных местах три галочки (вид деятельности, «чистота» компании и услуга), участник сети нажимает кнопку «ок» и тут же получает на выбор несколько компаний. Олег с самого начала выбрал несколько «белых» фирм и в среднем раз в два месяца получает наличные. Эти фирмы использует не только он, но и другие участники сети. По оценке Олега, через одну из компаний прогоняют сотни миллионов рублей, обороты по счету он тоже видит с помощью программы на флешке. «Если судить по объему денег, я давно должен быть миллиардером», — иронизирует бизнесмен. Впрочем, сам он может лишь перечислить деньги на счет этой компании, но доступа к счету у него нет.
Сломанные «зажигалки»
Масштабное обналичивание более десяти лет было главной специализацией Мастер-банка. Банк фактически превратился в уникальную финансовую организацию. Однако гораздо чаще в крупных операциях по обналичке замешаны так называемые одноразовые банки. Еще недавно такой банк можно было купить по цене лицензии — за $1 млн, а потом в течение короткого промежутка времени обналичивать через него по $300–400 млн в месяц. После этого, как правило, ЦБ быстро отзывает у банка лицензию, но к этому времени он уже не нужен владельцам. На профессиональном жаргоне это называется «поджечь банк».
Широкой общественности о «банках-зажигалках» стало известно из открытых писем банкира Алексея Френкеля, в 2008 году он был приговорен к 19 годам заключения как заказчик убийства первого зампреда ЦБ Алексея Козлова в 2006 году. По логике Френкеля, Центробанку выгодно существование таких банков, ведь отзывая у них лицензии, регулятор отчитывается о борьбе с отмыванием.
Аналогичные заявления делал предправления «сожженного» банка «Интелфинанс» Михаил Завертяев. В ноябре и декабре 2007 года он предупреждал ЦБ и правоохранительные органы о захвате банка рейдерами и подготовке ими операции по выводу денег за рубеж с использованием поддельных подписей. Вскоре после этого Завертяев был избит прямо в банке и два месяца провел в Институте скорой помощи им. Склифосовского. За это время из банка вывели 11,5 млрд рублей, из них две трети было обналичено. ЦБ провел проверку в «Интелфинансе» в конце декабря 2007-го, а лицензию отозвал 17 января 2008-го. Представители надзорного блока ЦБ объясняли медлительность новогодними каникулами и сложностью схемы: деньги «для покупки ценных бумаг» выдавали фирмам-однодневкам через кассу, которая пополнялась от продажи наличной валюты.
Как только Эльвира Набиуллина была назначена председателем ЦБ в июне 2013-го, она пообещала заняться профилактикой подобных схем. В сентябре 2013-го ЦБ в официальном письме сообщил, что будет отзывать лицензии у банков с объемом сомнительных операций, превышающим 5% от оборотов по счетам клиентов, или 5 млрд рублей. Стоимость банковских лицензий подскочила до $3–4 млн, «сжигать» банки стало менее прибыльно и намного опаснее. В итоге, по оценке Набиуллиной, более 50 банков, к которым были претензии ЦБ, прекратили сомнительные операции. Банкиры иронизируют, что за борьбу с обналичкой Набиуллину нужно наградить медалью «За взятие Мастер-банка».
Сеть. Чат
С помощью флешки Олег может не только выбрать подходящую компанию и способ обналички, но и получить полезную информацию или самостоятельно отправить запрос администратору. Программа обеспечивает доступ в общий чат, где, например, можно попросить консультацию юриста или заказать доставку наличных. Время от времени в системе появляются информационные сообщения для всех участников — от поздравлений с Новым годом до писем вроде «на этой неделе по всем вопросам, связанным с техничками (фирмами-однодневкам. — Forbes), обращаться по телефонам... Катя и Мария».
В сети никто не использует настоящие или даже вымышленные имена — только логины и никнеймы. «Звонишь по указанному номеру, называешь свой логин, тебе назначают место и время встречи», — рассказывает Олег. Мобильные телефоны для связи постоянно меняются.
Курс обналички указан в окошке вверху экрана, здесь же указан внутренний курс конвертации, ведь при желании любой участник системы вместо рублей может заказать и получить доллары. По словам Олега, конверсионные операции внутри сети не выгоднее, чем в обычном банке. Курс обналички плавающий и, как курсы валют и фондовые индексы, чутко реагирует на экономические новости, особенно в банковской сфере. И нередко, по словам Олега, резкий рост происходит накануне важных событий, видимо, у организаторов подпольного бизнеса есть инсайдерская информация. В ноябре 2013-го за день до отзыва лицензии у Мастер-банка курс обналички вырос на несколько процентных пунктов и не падал до Нового года, достигнув 10% от безналичной суммы. По мнению Чистова из КПМГ, стоимость обнала выросла именно из-за вынужденного ухода с рынка флагмана индустрии, предлагавшего низкие цены на услуги. Дополнительный сервис, например консультации или доставка наличных, оплачивается отдельно — это еще 4–5% от безналичной суммы.
По оценке Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в период президентства Дмитрия Медведева в 2008–2012 годах доля обналичивания в обороте малых предприятий практически не менялась и оставалась на уровне 17–18%, а доля взяток чиновникам и выплат «крышам» составляла около 8% и 6% соответственно. Сейчас же из-за усиления административного давления на бизнес и стагнации экономики многие предприниматели уходят в тень, чтобы хоть как-то компенсировать стремительное падение доходов.
Вице-президент НИСИПП Владимир Буев ожидает в 2014 году существенного роста рынка обналички. Спрос рождает предложение, и цены на конкурентном рынке падают. В конце февраля 2014 года курс обналички опустился примерно до 7%. Рецессия наступает.