К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новые лидеры


Почему мы переформатировали рейтинг российских интернет-компаний.

С тех пор как в российском интернете завелись первые по-настоящему серьезные деньги — а случилось это всего-то лет пять-шесть назад, — экономика лидеров Рунета растет бешеными темпами, которые не сильно зависят от происходящего в других отраслях. Первую попытку сделать рейтинг крупнейших отечественных интернет-компаний мы предприняли в феврале 2011 года, решив ограничиться списком «хозяев виртуальной реальности» — инвесторов, менеджеров и стартаперов, которые определяют лицо русского интернета. Сейчас можем признаться: мы просто побоялись, что финансовые показатели главных компаний Рунета будут выглядеть бледно на фоне лидеров традиционной экономики.

Правда, для интернета 5–6 лет — огромный срок, и картина рынка за эти годы изменилась очень сильно. В первую очередь с точки зрения масштаба: лидеры уже зарабатывают более $1 млрд в год. Капитализация многолетнего лидера рейтинга «Яндекса» в прошлом году выросла почти вдвое. По темпам роста рыночной стоимости «Яндекс» обогнал все публичные компании России: на начало февраля поисковик стоил на бирже $12,8 млрд — почти вдвое больше, например, чем «Северсталь», у которой EBITDA выше всей выручки «Яндекса».

Но главная неожиданность 2013 года — «Яндекс», похоже, скоро может потерять свое первое место. Если верить отчетности интернет-магазина «Юлмарт», предоставленной Forbes, в 2013 году его выручка составила $1,02 млрд против $1,22 млрд прогнозной выручки у «Яндекса». При этом рост выручки «Юлмарт» в 2013 году составил почти 60%,  а у «Яндекса» прогнозный рост выручки — 29%.

 

О бурном росте интернет-торговли мы писали еще в прошлом году, и результаты видны: если взять 20 крупнейших по выручке интернет-магазинов и 20 прочих крупнейших интернет-компаний, первые будут лидировать с приличным отрывом. При этом бизнес-модели магазина и, например, холдинга Mail.ru Group различаются так сильно, что мы решили сделать этот рейтинг в новом формате: 10 главных интернет-компаний плюс 20 главных интернет-магазинов.

Крупнейшие российские онлайн-магазины «Юлмарт» и «Ситилинк» (последний, правда, зарабатывает часть выручки благодаря корпоративным клиентам материнского холдинга Merlion) в каком-то смысле заменили две крупные компании, торговавшие компьютерной техникой и электроникой, — Ultra Electronics и «Санрайз», не пережившие кризис 2008 года. Информационная система «Ультры» в счет уплаты долга досталась небольшой питерской компании-дистрибьютору «Комбриг», владельцы которой пытались развивать сеть магазинов в формате кибермаркета. Для экспансии им не хватало денег, но помогло случайное знакомство, завязавшееся в классе йоги. Как за пять лет «Юлмарт» почти с нуля преодолел отметку выручки $1 млрд — читайте далее в этом номере.

 

Совокупная выручка 30 участников рейтинга в 2013 году выросла на 37% (в 2012-м — на 40%), при этом на долю интернет-магазинов приходится около 65% этой выручки. Высокие темпы роста — у «Юлмарт», Wildberries, Lamoda и Enter. Почти с нуля вырос дальневосточный «Технопоинт», ему помогли инвестиции владельцев региональной сети электроники DNS. Медленнее росли столичные магазины электроники и строительных инструментов, а также продажи игрового контента.

На фоне роста продаж убыточность и закредитованность онлайн-торговли пока не очень тревожит владельцев этих бизнесов, но некоторые из них стали уделять больше внимания эффективности. Так, выручка самой динамичной в прошлом году компании «Сотмаркет» снизилась из-за сокращения расходов. Лидером падения стала продуктовая сеть «Утконос» — минус 30% к 2012 году. Наконец, из рейтинга исчезли многие сервисы, за комиссию продававшие купоны со скидками до 70%, остался лишь Biglion, который вовремя диверсифицировался в торговлю. Купонная лихорадка, вспыхнувшая в 2011 году, начала спадать уже через год, в 2013-м компании получали стабильный, но сравнительно небольшой заработок: самая крупная из них — «КупиКупон» с выручкой $49 млн.

За пределами рейтинга оказались и популярные сайты по продаже авиа- и железнодорожных билетов. Их общие продажи огромны, но компании могут записать себе в плюс лишь небольшую комиссию от операций. Возможно, в будущем у них появятся шансы: например, выручка One Two Trip за год выросла почти вдвое, приблизившись к нижней границе рейтинга.

 

По данным компании W3Techs, русский язык в марте 2013 года стал вторым по популярности в интернете после английского, обогнав немецкий. Постоянный рост пользователей делает интернет привлекательным для любой компании. Но участники рейтинга уверены, что все идет «рабочими темпами», а ожидания от отрасли завышены: в перспективе российский рынок онлайн-торговли будет прирастать примерно на 10% в год (а не минимум 25–30%, как раньше) и укрупняться.

Эксперты тоже ожидают волны слияний и поглощений. Одно из них идет полным ходом — инвестор Ульви Касимов и другие владельцы магазинов «Ютинет», «Сотмаркет» и «Е96» обещают объединить их уже в 2014 году.

Рост интернет-торговли дает и неожиданные эффекты: именно отечественные онлайн-магазины считаются главными инициаторами обсуждающихся в правительстве ограничительных мер в отношении деятельности зарубежных интернет-магазинов в России. Их введение сулит проблемы зарубежным игрокам, но они  же — золотое дно для компаний-посредников, которые уже сейчас предлагают свои услуги в получении посылок из иностранных онлайн-магазинов. Forbes постарался выяснить, кто эти люди, как работает их бизнес, стоит ли вообще платить деньги за их услуги и как на такого рода бизнес реагирует российская таможня.

Как мы считали

Компании ранжировались по общей выручке, полученной в 2013 году. Выручка публичных компаний бралась из их отчетности; чтобы оценить выручку непубличных компаний, мы опрашивали менеджмент, акционеров и аналитиков.

Использовалась также информация, представленная в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» (СПАРК) агентства «Интерфакс».

 

В рейтинг не включены b2b-компании, российские филиалы международных компаний, компании, основной бизнес которых создавался не в интернете (например, «М.Видео», «Связной»), а также банки и платежные системы («Тинькофф Кредитные системы», QIWI).

В рейтинге собраны компании, большая часть бизнеса которых построена в интернете. Мы выделили онлайн-магазины в отдельный список, поскольку эти компании используют интернет как основной канал продаж, но теоретически могут обойтись без него.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+