На протяжении большей части истории Соединенных Штатов иммиграция являлась основным источником роста населения. В колониальный период переселенцы прибывали в основном из Англии. В середине XIX века — из Скандинавии и Германии. В начале XX века основным источником иммиграции стала Южная и Восточная Европа, одновременно вводились запреты и ограничения на въезд выходцев из Китая и Японии. После либерализации иммиграционной политики в 1965 году резко выросла доля иммигрантов из Латинской Америки и Азии. В настоящее время ведущими источниками иммиграции являются Мексика, Индия и Филиппины при быстрорастущем миграционном потоке из Китая.
Число иммигрантов первого поколения, живущих в США, увеличилось с 10 млн в 1970 году примерно до 38 млн в 2007 году, по данным правительства, в течение 2000–2010 годов в страну приехало около 14 млн человек. Для сравнения: в 2006 году США приняли больше легальных иммигрантов, чем все страны мира вместе взятые.
Каждая эпоха расширяла этническое разнообразие населения США. Трудно переоценить влияние этого фактора на развитие культуры, экономики и науки страны. Около 30% профессоров американских университетов, получивших Нобелевскую премию, родились не в США. Конечно, часть из них эмигрировала из-за благоприятных условий и плодотворной творческой атмосферы для научной работы, но многие приехали в раннем возрасте и выросли уже в США, как, например, Дэниел Цуи из Китая, обладатель Нобелевской премии по физике 1998 года, или Марио Капекки из Италии, нобелевский лауреат 2007 года по медицине.
Несмотря на вклад иммигрантов в развитие страны, финансовый кризис и рост безработицы привели к напряженному общественному обсуждению этой проблемы, особенно нелегальной иммиграции из Мексики. Граница между США и Мексикой длиной более 3000 км на значительной ее части относительно слабо контролируется, и, по оценкам американского правительства, около 500 000 мексиканцев ежегодно пересекают эту границу нелегально. Последние несколько лет президент Барак Обама пытается провести иммиграционную реформу, суть которой в установлении (довольно длительного) процесса получения гражданства для нелегальных иммигрантов и их детей. Если предоставление гражданства детям приемлемо для большинства американских политиков, то «амнистия» самих нелегалов вызывает бурную дискуссию, сюжетами которой стали экономический эффект реформы, будущее пенсионной системы, рабочие места, влияние на социальную мобильность населения, угрозы национальной идентичности, преступность и влияние иммигрантов на политический процесс. Все эти вопросы заслуживают обсуждения, но несомненным фактом американской политической действительности является склонность испаноговорящей части населения голосовать за Демократическую партию. Поскольку большинство нелегальных иммигрантов — выходцы из Латинской Америки, республиканские противники Обамы очевидно опасаются усиления конкурентов в результате реформы.
На мой взгляд, они неправы. Сумел же республиканец Джордж Буш-младший получить 44% голосов среди испаноязычных избирателей. Так что у республиканцев есть возможность убедить эту группу в правильности своего пути.
Дискуссия о нелегальной иммиграции более чем актуальна для современной России. Невозможно развернуть ход истории, а с иммигрантами надо работать, а не воевать. Даже если бы кто-то и хотел вернуть приезжих домой, будь то Мексика или Узбекистан, насильственное возвращение миллионов людей негуманно, да и просто нереально. А для России работа с иммигрантами должна, по моему мнению, развиваться по двум направлениям. В России до сих пор нет ни агентства, занимающегося организацией и привлечением иммигрантов для работы, ни государственного органа, который, как в западных странах, занимался бы защитой прав иммигрантов. А без этого трудно достичь дальнейшего прогресса. Еще более важным является полное включение детей иммигрантов в образовательный процесс, но это уже тема для следующей колонки.