К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Миллиардеры на стройке


Как богатейшие бизнесмены России участвовали в подготовке Олимпиады.

Еще не начавшись, Олимпиада в Сочи подарила россиянам немало незабываемых моментов. Вот министр экономразвития Герман Греф летом 2007-го прыгает в Гватемале, обнимая фигуриста Евгения Плющенко, — российская заявка победила! А вот он же, но уже как глава Сбербанка уныло осматривает трамплины на Красной Поляне, которые пришлось срочно достраивать за предпринимателя Ахмеда Билалова, когда до Олимпиады оставался год.  Вот в 2009-м тот же Билалов назначен вице-президентом Олимпийского комитета, а вот в 2013-м, сбежав из России в Баден-Баден, он же заявляет, что в Москве его пытались отравить ртутью. Вот осенью 2007 года Владимир Путин назначает президента «Транснефти» Семена Вайнштока руководить госкорпорацией «Олимпстрой», а всего через полгода не моргнув глазом отправляет его в отставку. Было и много комичного: первый в олимпийской истории тройной талисман Игр — белый мишка, снежный барс и зайка; зажигалка Zippo в руках находчивого офицера ФСО, от которой загорается погасший олимпийский факел; вот тот же факел на дне Байкала и в космосе; мэр Сочи Анатолий Пахомов, пытающийся перекрасить все крыши в городе в красный цвет; отселение лягушек из Имеретинской низменности.

Зимние Олимпийские игры в Сочи затевались как масштабное макроэкономическое мероприятие. Правительство должно было собрать лучшую управленческую команду и реализовать успешный инвестиционный проект с привлечением частного капитала. Все это не очень получилось. Себестоимость проекта выросла в пять раз — с $12 млрд (314 млрд рублей) до $50 млрд (1,5 трлн рублей). Для сравнения: зимняя Олимпиада в канадском Ванкувере обошлась организаторам в $1,7 млрд, а в итальянском Турине — в $840 млн. Организационная структура оказалась непрочной: госкорпорация «Олимпстрой» не вписалась в бюрократическую систему и превратилась в одно из многочисленных ведомств, выделяющих деньги, но отстраненных от принятия решений. На олимпийской стройке была небывалая для российской бюрократии чехарда: «Олимпстрой» возглавляет уже четвертый президент, Сочи руководит третий мэр, сменилось несколько профильных замов министра. И каждый приходил с новой командой, поэтому увольнения на низовом уровне не прекращались.

С моделью финансирования тоже намудрили. Основной механизм — кредиты Внешэкономбанка — не принес счастья ни частным инвесторам, ни государству. Из 20 выданных ВЭБом олимпийских кредитов на 240 млрд рублей проблемными оказались девять, на 190 млрд. В итоге ВЭБ пишет письма в правительство о необходимости докапитализации, а инвесторы просят реструктурировать кредиты и увеличивают горизонт окупаемости проектов с семи до 40 лет.

 

В сочинской стройке так или иначе приняли участие 10 бизнесменов из списка 200 богатейших предпринимателей России Forbes (см. стр. 82). К ним мы добавили двух запасных членов олимпийской команды Олега Шишова и Александра Рудяка, освоивших десятки миллиардов рублей. Главный бенефициар строительства — спарринг-партнер Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг, его компании освоили 235 млрд рублей, или шестую часть всех вложений в Олимпиаду. Лишь шесть участников списка Forbes рискнули на Олимпиаде своими деньгами. Владимир Потанин, энтузиаст и один из авторов идеи проведения Игр в Сочи, вложивший в нее $700 млн своих денег (всего $2,5 млрд), рассказал в интервью Forbes, почему стройка века так и не превратилась в Клондайк для инвесторов (см. стр. 88).

Внешне Сочи преобразился. Это видно прежде всего по количеству гостиниц и апартаментов: в Имеретинской низменности они стоят сплошной стеной. Число номеров за время подготовки к Олимпиаде выросло с 5000 почти до 55 000. Forbes проанализировал, как изменился рынок недвижимости в Сочи, удалось ли кому-то уже на нем заработать и кто стал крупнейшим рантье города (см. «Гостеприимство на московском уровне», стр. 96).

 

Олимпиада — это не только грандиозные траты, но и неплохие заработки. Оргкомитет заработал на спонсорских и лицензионных контрактах около $2 млрд, из них большую часть обеспечили государственные спонсоры. Но есть и небольшие компании, которые пытаются заработать на олимпийской символике. Это производители мягких игрушек, алюминиевых ложек и даже кошачьего корма

(см. стр. 100).

По плану правительства Олимпиада должна была дать толчок развитию экономики не только Краснодарского края, но и всей России. Оценить ее эффект в масштабах страны сложно, а валовый региональный продукт вырос втрое — с 546 млрд рублей в 2007 году до 1,5 трлн рублей в 2013 году (ВВП России вырос вдвое). Но после 2014 года Краснодарский край ждут серьезные испытания. Снижение ожидается практически по всем показателям: объем инвестиций сократится на 42%, до 570 млрд рублей, а объем стройподряда — на 36%, до 300 млрд рублей. С 2014 по 2016 год будет снижаться количество занятых и прибыль предприятий. Удастся ли Сочи и Краснодарскому краю безболезненно отойти от мегастройки? Уже обсуждается возможность установить в регионе льготный режим для инвесторов, а в город перенести игорную зону. Пока же здесь предстоит провести саммит G8 и этап «Формулы-1».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+