Эффектная блондинка ловко извлекает из сумочки кусок чугунной трубы: с одной стороны виден сантиметровый слой накипи внутри, с другой — абсолютно чистая поверхность. Так генеральный директор ООО «Наносерв» Елена Левина демонстрирует работу компании. «Наносерв» чистит системы отопления зданий, трубопроводы, выпарные установки и промышленные котлы от солей и накипи специальным биореагентом. Сложно? Елене, финансисту по образованию, поначалу казалось нереальным разобраться в этом. Зато теперь она говорит на одном языке и с микробиологом в лаборатории, и со слесарем в котельной. Технологичный бизнес принес в 2013 году 3 млн рублей выручки и 1 млн рублей прибыли. Пакет контрактов на 2014 год — на 200 млн рублей. Среди заказчиков есть сахарные заводы, теплогенерирующие предприятия «Лукойла» и «Роснефти».
Елена Левина, выпускница Краснодарского колледжа электронного приборостроения и Московской академии информатики, начинала карьеру главным бухгалтером в ЧОПе. Уже через год возглавила краснодарский филиал питерской компании «Телеко» — оптового продавца мобильных телефонов. Когда в Южном федеральном округе открывались супермаркеты «Перекресток», компьютерные магазины «Полярис», торговые центры «Медиаплаза» и «Галактика», Левину приглашали руководить коммерческими отделами. К каждой работе Елена относилась как к проекту: после того как все налаживалось, бралась за следующий. А осенью 2011 года решила, что хочет заняться собственным бизнесом.
«Я девочка, чего хочу, не знаю», — иронично описывает Левина свое состояние накануне ухода из маркетингового агентства PRM group, где работала финансовым директором. Обсуждая варианты будущего с друзьями, она обнаружила, что идея для бизнеса все время была рядом. Виктор Богомолов, отец ее подруги, занимался чисткой теплового оборудования по технологии «БиЗ-1», разработанной микробиологом Виктором Звенигородским в конце 1980-х. Нетоксичный раствор на основе молочной кислоты позволяет полностью очищать внутренние поверхности труб и котлов, причем стоит процедура дешевле традиционных способов чистки.
Однако за 20 лет фирма «Теплосервис» Богомолова и Звенигородского выполнила чуть более 150 заказов. С кратким описанием технологии на листе формата А4 Елена пошла к знакомому специалисту по ЖКХ из городской администрации. Тот вынес вердикт: рынок не сформирован, потребность в продукте большая. «Я вначале переживала: есть крутые изобретатели, а я ничего не создала, — вспоминает предпринимательница. — А потом один человек сказал мне: изобретателей много, но далеко не каждый сможет продать то, что придумал».
Несколько месяцев она обдумывала стратегию бизнеса и ценовую политику, присматривалась к потенциальным клиентам. Поскольку заработков еще не было, но расходы уже пошли, Левина параллельно давала финансовые консультации, а гонорары вкладывала в свой проект. В марте 2012 года она зарегистрировала ООО «Наносерв», где стала гендиректором и владелицей 51% долей. Владельцы патента предоставили ей эксклюзивное право пользования технологией. Семья Богомоловых получила 49% долей в «Наносерве», Виктор Богомолов стал начальником отдела производства.
Предстояло договариваться с заказчиками. Елена определила три сегмента рынка: все, что производит тепло (котельные, ТЭЦ) и потребляет тепло — бытовые сети и промышленные предприятия. Как рассказывает Денис Назаров, исполнительный директор НОСО (Национального объединения саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью), на рынок чистки отопительных систем и водонагревательного оборудования выходит много мелких компаний. «Но продвинуться здесь очень сложно: люди общаются с десятками, сотнями заказчиков, которые делают выбор зачастую на основании интуиции, ведь стандартов чистки нет», — замечает он.
Нелегко приходится даже опытным игрокам. В конце 2010 года бывший гендиректор энергетического «КЭС-холдинга» Михаил Слободин (ныне президент «Вымпелкома») создал компанию Savant. Она предлагает промывку реагентом на основе органического вещества хитозана. По словам Слободина, в проект вложено $2 млн, выход на прибыль ожидается не раньше чем через три года. «Спрос в жилой сфере непростой из-за отсутствия мотивации у управляющих компаний», — поясняет он.
Пробный выезд «Наносерва» на первый объект — краснодарскую котельную — состоялся весной 2012 года. Левина предложила ее владельцу бесплатную очистку. Результат шокировал не только клиента, но и саму Елену: «Я ввязалась в дело, и тут увидела этот котел, над которым «солнышком» брызгает наш раствор». Чистка не удалась. На руках у Левиной был уже заказ за деньги, и она спешно взялась за отладку процесса и самообразование (консультировалась даже с подругой-микробиологом). Вместе с инженерами «Наносерва» к клиенту выехали разработчики «БиЗ-1». Заказ исполнили успешно: реагент из цистерны был закачан в котельное оборудование и циркулировал там несколько дней.
В «Наносерве» решили не злоупотреб-лять лозунгом «у нас супертехнология!» — конкуренты декларируют то же самое. Компания стала предлагать комплексную услугу: очистку и повышение эффективности оборудования до паспортных показателей. И заполучила маленький госзаказ — договорилась о восстановлении системы отопления в одной из школ Краснодара. «Работа стоила нам меньше 100 000 рублей, тогда как планировавшаяся замена всей системы обошлась бы раз в пять-шесть дороже», — говорит директор школы Владимир Кузнецов. Так Елена Левина завоевала доверие региональных чиновников — ее клиентами стали несколько десятков образовательных учреждений Краснодарского края и соседних областей.
Вложенные 1,5 млн рублей компания отбила уже в 2013 году. По мнению Дениса Назарова из НОСО, «Наносерву» нужны долгосрочные договоры с крупными клиентами, которые бы показывали на своем примере, как работает технология. Потенциал сферы ЖКХ огромный, но рынок раздробленный: только управляющих компаний в России 1500. Владелец Savant Михаил Слободин подтверждает, что «в бизнес-сегменте все гораздо живее».
По словам Левиной, «Наносерв» уже подписал 20 «длинных» договоров — в основном с промышленными структурами, а также учреждениями Минобразования ЮФО. На следующий год у нее наполеоновские планы: создание дилерской сети (первые дилеры уже есть — в Ростовской области, на Ставрополье, в Красноярске) и выход на зарубежные рынки. Ведутся переговоры с европейскими сервисными компаниями и коммунальным ведомством Ирана, хвастается Левина. Ирония судьбы: на днях был подписан договор с той самой котельной, на которой «Наносерв» тренировался. Владелец говорит, что слышал много хороших отзывов.