Комментарии читателей
№12 (117) 2013
Безводное пространство (Предприниматели/Fast & Shine).
Текст: Галина Зинченко
О чиновничьей ренте
Алексей Г. Н. То, что сложилось в России, — это уже не коррупция. То есть коррупция как система взяток и откатов, конечно, есть, но это уже частности общей системы освоения бюджетных денег, когда деньги перераспределяются в пользу чиновников, управляющих теми учреждениями или предприятиями, через которые денежные потоки проходят. Это всеобщая практика и фактически узаконенная рента для чиновников, которые прогоняют средства своих организаций через собственные или аффилированные с ними предприятия. А дальше, обогащаясь, чиновники приобретают дополнительные рычаги влияния, которые распространяют на экономику и политику своих регионов и страны в целом. Как удачно выразился один экономист, формируется экономика, в которой «приватизируются прибыли и национализируются убытки». Жизнестойкость такой экономики может обеспечить только постоянный рост бюджетных вливаний.
О желании инвестировать
Игорь Дудырев. [О каких инвестициях можно говорить], если мы Стабфонд за границей держим? Реально кто-нибудь готов вложить свои личные средства в развитие нашего сельского хозяйства или промышленности? Какие гарантии и средства контроля мы имеем? Возьмем АвтоВАЗ или, например, радиозавод. Кто-нибудь собственные деньги готов в них вкладывать и рассчитывать на прибыль? Жду возражений, господа «патриоты».
О контрактах с Украиной
Дмитрий Наркевский. Традиционно экономисты рассматривают все с позиции «простого обывателя». Якобы раз дают кредит [Украине], то обязательно проиграют. А если посмотреть с другой стороны? Дали скидку на газ. Потери? Давайте учтем, что за последние год-два Украина на треть снизила объем закупок, в Европе спад, дополнительные объемы не нужны потребителям, в Китай еще только собираются наладить поставки, Южный поток только начали строить... Какой выход? Почему бы не сделать скидку Украине в цене, но при этом обязав покупать 33 млрд кубов? В целом обьемы компенсируют потери в цене, при этом появляется выигрыш во времени для реализации названных проектов и возможность дождаться хоть какого-то роста экономики Европы. Украина же может попасть в ситуацию, когда ей будет трудно принимать решения без учета позиции России. Что касается облигаций, то с точки зрения частного игрока на фондовом рынке риск велик. Но ведь вкладывает государство, а оно имеет больше возможностей для возврата вложенного. Возьмем пример той же газотранспортной сети. Вспомните, чей теперь нефтепровод в Белоруссии? Кому принадлежит сербская нефтегазовая инфраструктура? А тут на кону не только крупнейшие газовые хранилища Европы, рынок сбыта — один из самых больших, да еще и геополитика. Так что риск явно оправдан. В большой игре играют по-крупному.
О бизнес-идеях
Семен Петров. Последние несколько месяцев являюсь клиентом Fast & Shine — их услуги представлены на парковке у меня на работе. Хотя работают они у нас уже второй год и в клиентах у них практически половина всех автомобилей, прочитать о них в Forbes было очень неожиданно: не думал, что с такой идеей [безводной мойки] можно добиться подобных успехов (выручка компании Fast & Shine в 2013 году составила около 250 млн рублей. — Forbes). Остается только порадоваться за них и пожелать дальнейшего развития.