Генеральный менеджер канадского клуба НХЛ Winnipeg Jets Джим Ладлоу на глазах смог добиться того, чего не могут добиться миллиардеры, владеющие хоккейными командами в США, такие как Терри Пегула в Буффало и Генри Самуэли в Анахайме. Этот сложный прием не могут повторить десятки высокооплачиваемых руководителей спортивных клубов в разных городах США. О чем речь? Все просто: команда Winnipeg Jets приносит прибыль.
По оценкам Forbes, 12 из 30 команд Национальной хоккейной лиги в сезоне 2012/2013 принесли убытки или были на грани убыточности, а у Winnipeg Jets ситуация обратная благодаря своевременному переезду из Атланты в Виннипег — помешанный на хоккее город, где 15 лет не было своей команды НХЛ.
В первый год после переезда в 2011-м выручка Winnipeg Jets подскочила на 48%, до $105 млн с операционной прибылью $13,3 млн, хотя клуб оказался в городской агломерации с населением 700 000 человек — в восемь раз меньше Атланты. Хоккейная арена Виннипега на 15 000 мест, возможно, самая маленькая в НХЛ, но зато она всегда забита до отказа при средней цене билета $81 (третье место в лиге по дороговизне).
В 2011 году компания True North Sports & Entertainment заплатила за Winnipeg Jets $110 млн (еще $60 млн ушло на переезд), что всего на $10 млн меньше суммы, за которую в 2012 году был продан клуб St. Louis Blues, а сегодня, по оценкам Forbes, Winnipeg стоит на $155 млн больше, чем Blues.
О чем это говорит? Для хоккея нет места в мире лучше, чем Канада. «На протяжении многих лет эта страна остается главным хоккейным рынком», — констатирует Джим Ладлоу.
Успех Winnipeg должен заставить задуматься остальных членов лиги. В 1990-е годы НХЛ, рассчитывая на рост, пришла в города «солнечного пояса» — Майами, Тампу, Даллас и Финикс (туда в 1996 году из Виннипега перебрался клуб Jets, в итоге потерпевший банкротство). Но план не сработал. Клубы в южных штатах постоянно снижали цены на билеты и неизменно находились в нижней семерке лиги по интересу зрителей кабельных каналов, занимая в среднем менее 1% рынка телетрансляций. И все равно хоккейная команда Квебека переехала в Колорадо в 1995 году, а канадский Гамильтон перестал быть домашним городом Coyotes в 2009 году, когда НХЛ запретила сделку по продаже клуба миллиардеру Джиму Балсилье.
Что стоит за этим изменением рынка? Конечно, субсидии. В Америке налогоплательщики гораздо более склонны субсидировать свои команды, чем в Канаде. Оба клуба, базирующиеся во Флориде, — Panthers и Lightning — получают возврат налога с продаж в размере $2 млн в год, и эти деньги возвращаются командам, а не штатам. В Финиксе хоккей остается лишь потому, что в соседнем Глендейле согласились покрывать до $50 млн текущих убытков Coyotes.
В Атланте этого не сделали, группе Atlanta Spirit, владевшей хоккейным клубом, пришлось продать его компании True North. «Если бы американские налогоплательщики были менее заинтересованы в субсидировании команд НХЛ, в Канаде таких команд было бы больше», — говорит Тони Келлер из торонтской газеты Globe & Mail, изучающий экономику НХЛ. Представители НХЛ от комментариев отказались.
Ладлоу полагает, что переезд на север — это очевидное решение для клубов, которые топчутся на месте. Представители разных компаний заполняют все 55 апартаментов с видом на арену Winnipeg Jets, причем некоторые бронируют их на 10 лет вперед. Владельцы сезонных абонементов оплачивают их на три-пять лет вперед, лист ожидания достигает 8000 мест. Причина проста. «Здесь нет конкуренции с бейсболом или другими популярными видами спорта, — отмечает Ладлоу. — Наша арена здесь — это место, куда люди не могут не прийти».