К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Идеи, цитаты и исследования, на которые стоит обратить внимание


1. Спрос уходит в Азию

Международное энергетическое агентство (МЭА) представило обзор перспектив мировой энергетики (World Energy Outlook), содержащий сценарии до 2035 года: базовый сценарий предполагает принятие ведущими странами уже объявленных мер по повышению энергоэффективности; амбициозный («450») соответствует снижению темпов роста потребления ископаемого топлива до уровня, отвечающего стабилизации концентрации углекислого газа в атмосфере в пропорции 450 частей на миллион. Есть и инерционный сценарий (отсутствие изменений). По оценкам экспертов МЭА, в базовом сценарии с 2011 по 2035 год средние темпы роста мирового потребления энергоносителей составят 1,2% в год. Как ожидается, наиболее быстро будет расти спрос на энергию из возобновляемых источников (3,5% в год), в то время как темпы увеличения спроса на нефть составят лишь 0,5%, а спроса на газ  — 1,6%. Согласно сценарию МЭА,  физические объемы российского экспорта нефти и нефтепродуктов будут снижаться в среднем на 1% в год, а темпы роста  экспорта газа (1,3%) — отставать от темпов общего расширения рынков газа.

2.  Институты не для всех



Серьезные дефекты российских институтов во многом связаны с тем, что процесс реформ с начала 1990-х годов находится под чрезмерным влиянием экономических и политических элит. Общество в целом не было активным участником процесса, передав институты элитам на аутсорсинг. На протяжении российской посткоммунистической истории между обществом и элитами сохранялся конфликт интересов, следствием которого и стал наблюдаемый в настоящее время дефицит институтов — «общественных благ», обслуживающих все общество, а не только его привилегированную часть. Если в 1990-х ведущая роль принадлежала бизнес-элитам (олигархам), то на рубеже 2000-х контроль над институтами перешел от бизнес-элит к бюрократии, которая выстроила «вертикаль власти». Но и те и другие не были заинтересованы в создании институтов, отвечающих интересам общества. Такая ситуация препятствует модернизации экономики и тормозит экономический рост.

3. Дорогой газ для Европы

Реформа системы льгот для частных украинских потребителей тепла, электричества и газа — одно из требований ЕС в рамках евроинтеграции Украины. При нынешнем состоянии социального обеспечения в стране защитить бытовых потребителей от повышения цен невозможно. Как указывают исследователи из киевского Международного центра политических исследований, украинское правительство до сих пор не выяснило, кто относится к уязвимым социальным группам. Между тем директивы ЕС допускают различные механизмы социальной защиты. Среди них адресные субсидии, которые, в отличие от продажи энергоресурсов по заниженным ценам, не искажают рыночную ситуацию. Могут помочь и соглашения между поставщиками услуг и потребителями с детальным описанием прав и обязанностей сторон (например, запрет отключать потребителей от энергосети в период экстремально низких температур).

 

4. Центробанки без контроля

В последние годы политики все чаще соглашаются на расширение полномочий центробанков, которые должны с помощью монетарной политики восстановить экономический рост. Экономист Эсвар Прасад из Корнелльского Университета уверен, что это неправильный курс. Агрессивная посткризисная монетарная политика искажает распределение доходов в обществе не меньше, чем бюджетная. Если не учитывать ее побочных действий, общество быстро расслаивается: богатые становятся богаче, а бедные — беднее. Это чревато ростом социальной напряженности и конфликтами. США являются ярким примером таких последствий агрессивной политики ФРС. Кризис и рецессия привели к еще большему имущественному расслоению общества. Сейчас в стране одновременно проводится политика краткосрочной экономии и монетарное стимулирование. Это ослабляет пошатнувшуюся систему социальной защиты населения и увеличивает неравенство.

5. Кадровые резервы

Суверенные фонды национального благосостояния играют все большую роль на мировых финансовых рынках. Активы под их управлением растут, во многом благодаря высоким ценам на сырьевые товары. Тем более важно четко определить критерии для инвестиций фондов, наладить эффективный контроль рисков. Важно, чтобы инвестиционная политика формировалась в контексте макроэкономической политики в целом, а структура управления фондом должна обеспечивать четкое разделение функций различных регулирующих органов, а также оперативную независимость менеджеров, отвечающих за инвестиции.

 

Проблема во многом упирается в структуру управления и кадры. Привлечение квалифицированных сотрудников затруднено ограниченными доходами в государственном секторе. Кадровый вопрос должен стать одним из главных для чиновников, отвечающих за деятельность суверенных фондов.

6.  Проблема-2018



Кажется, что мы вряд ли увидим в обозримом будущем быстрый и стабильный рост российской экономики. Но значит ли это, что Россия обречена терять свои позиции в списке крупнейших экономик мира? Ответ: и да, и нет. Россия продемонстрировала выдающиеся экономические результаты в 2000-е, в условиях роста цен на нефть. Кризис 2008–2009 годов оказался слишком жестким — реальный ВВП снизился на 7,9% в 2009 году. Но цены на нефть восстановились быстро, и страна пережила кризис без увеличения госдолга и с почти сбалансированным бюджетом. Но во второй половине 2012 года темпы роста экономики замедлились фактически до нуля, возник риск застоя. Если президент и правительство не изменят ситуацию с инвестиционным климатом и институциональной средой, то к 2018 году, то есть к следующим президентским выборам, страна придет с очень низкими темпами роста и множеством макроэкономических дисбалансов. А вот активные институциональные реформы помогут устранить ограничения для развития.

7. Европа надеется

Еврокомиссия выпустила очередной обзор перспектив европейской экономики. Эксперты организации ожидают сохранения низких темпов роста до конца 2013 года; при этом ожидается, что в 2014–2015 годы произойдет их существенное повышение на фоне позитивной динамики инвестиций и внутреннего спроса в целом. В докладе Еврокомиссии отмечается,  что безработица остается высокой и это сдерживает рост потребления; снижение данного показателя ожидается только в 2015 году. В то же время поддержку спросу окажет замедление сокращения бюджетных расходов. Циклически скорректированный бюджетный дефицит в среднем по Еврозоне составит в 2014 году 0,25 п. п. против 0,5 п. п. в 2013-м. Госдолг по итогам 2014 года достигнет пикового значения (95,9% ВВП), а в дальнейшем начнется его снижение. По мере восстановления экономики на первый план может выйти проблема низкого предложения кредитов, так как объем «проблемных активов»

на балансах банковской системы остается значительным.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+