Чем больше государство поддерживает фермеров, тем выше цена на их продукцию
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проанализировала аграрную политику 47 стран, на долю которых приходится около 80% мирового объема сельхозпроизводства. Государство так или иначе везде поддерживает производителей молока, мяса, зерна, масла и других продуктов. Эту помощь можно оценить в их выручке. В среднем в мире поступления от различных форм господдержки и протекционизма занимают 17% в совокупной выручке агросектора. В России этот показатель составляет 14%. Поддержка складывается из прямых бюджетных вливаний и тарифного регулирования, влияющего на рыночные цены. Разницу в конечном счете оплачивает потребитель.
Чем больше государственная поддержка фермеров, тем выше внутренние цены на сельхозпродукцию и тем больше они отличаются от мировых. А значит, местные производители имеют преимущества перед конкурентами из других стран. Лидер по поддержке национальных аграриев — Норвегия: 63% выручки местных фермеров сформировано за счет мер агрополитики. В этой стране и самые высокие цены на сельхозпродукцию, вдвое превышающие мировой уровень. И только на Украине внутренние цены ниже мировых, а господдержка составляет всего 1% в доходах крестьян. В России аграрии продают свою продукцию по ценам выше мировых в среднем на 6%. Говядина дороже на 19%, свинина — на 72%, мясо птицы — на 10% из-за тарифного ограничения на импорт. А вот пшеница дешевле на 8% из-за ограничений на экспорт.
Как все эти данные отражаются на кошельках потребителей? Расходы на питание россиян в 2012 году составили 30% всех потребительских трат. Для сравнения: у американцев — только 6%. Высокие расходы жителей России на еду — следствие как высоких цен на продукты, так и низких доходов. А высокие цены зачастую — следствие государственной аграрной политики. Например, в России тариф на ввоз замороженной говядины составляет 15%, а если импортер превысил квоту или действует вне ее, то ставка почти в два раза выше. Дополнительные издержки импортеры перекладывают на производителей мясной продукции, а они — на конечных покупателей. Доля мяса в готовой продукции, по данным Росстата, не превышает 60%. Следовательно, в данном случае повышенный таможенный тариф увеличивает стоимость колбасы на 9%.