Снижение аукционных цен на арт-рынке вряд ли разочаровало владельцев картин.
В 2012 году индекс аукционных цен произведений искусства снизился на 3,2%, хотя годом раньше наблюдался 11%-ный рост, свидетельствует барометр мирового арт-рынка Mei Moses All Art Index. Индекс основан на аукционной продаже картин, которые прежде были приобретены на публичных торгах, и включает в базу расчета данные о 34 000 повторных продаж. Крупнейшие площадки на Западе: Christie’s — $2,7 млрд, Sotheby’s — $2,5 млрд. На Востоке погоду делают Poly International ($550 млн), China Guardian ($503 млн), гонконгский филиал Christie’s ($278 млн) и гонконгский филиал Sotheby’s ($210 млн).
Один из создателей индекса Майкл Моузес предположил, что эта коррекция, скорее всего, связана с ростом на рынке акций, а также недостаточным спросом в среднем ценовом сегменте арт-рынка. С 2002 по 2012 год среднегодовой темп роста индекса составлял 8% и опережал динамику индекса фондового рынка США S&P 500 (6,7%). Причем отдельные сегменты арт-рынка показывали гораздо более высокие результаты, в частности, шедевры послевоенного и современного искусства дорожали ежегодно на 13%, а традиционного китайского искусства — на 18,5%. В 2012 году оборот аукционов во всем мире снизился на 17%, до $14 млрд, свидетельствуют данные Artprice. Антирекорд — 34%-ное падение оборота — установили аукционные дома в Китае, достигнув $3,3 млрд (уровень 2010 года). Тем не менее работы пяти китайских художников входят в десятку лидеров по аукционному обороту.
Столь пессимистичная конъюнктура рынка вряд ли способна разочаровать владельцев «вечного и прекрасного». По словам Моузеса, средний срок обладания произведением искусства (из базы расчета индекса) — около 20 лет. Кроме того, лишь 10% владельцев произведений искусства относятся к ним как к инвестициям, а для 38% они бесценны, свидетельствуют данные подразделения банка Barclays по управлению активами состоятельных клиентов.