Что такое главная пешеходная улица? Агрессивные торговцы сувенирами, неоправданно дорогие магазины и рестораны и выхолащивание духа города, скажут одни. Дружелюбное пространство, где легче дышится из-за отсутствия выхлопных газов и приятно проводить время, ответят другие. В Москве стали пешеходными после реконструкции улицы Никольская (длина 615 м, площадь 1,25 га) и Большая Дмитровка (1,43 км и 1,4 га ), а также километровый участок Крымской набережной. Улицы выложили гранитной плиткой, только на подсветку Никольской планируют потратить 133 млн рублей, а реконструкция Крымской набережной (фонтаны, футуристические скамейки, вернисаж для художников и т. д.) обошлась бюджету в 2 млрд рублей. Пешеходная зона будет организована и на Тверской. Тротуары вымостят гранитной плиткой и расширят, сузив проезжую часть на одну полосу в каждую сторону.
Это только начало: запланированная мэрией реконструкция набережных, по словам заместителя мэра Марата Хуснуллина, обойдется в 100 млрд рублей. Оправданны ли эти траты? Улучшит ли это транспортную ситуацию или приведет к коллапсу на прилегающих улицах?
Вот несколько примеров удачных и неудачных пешеходных зон по всему миру.
Улица Стрёгет
Копенгаген, Дания
Население: 1 956 000 человек
Дата сооружения пешеходной зоны: 1962 год
Длина пешеходной улицы: 3,2 км
Стоимость работ: н. д.
Пешеходные зоны, свободные от транспорта (тогда еще гужевого), существовали в Древнем Риме и обустраивались в Лондоне в эпоху промышленной революции, но в современном понимании они начали появляться в европейских городах только после Второй мировой войны. Первой торговой пешеходной улицей стал проспект Лейнбаан в Роттердаме (Нидерланды), он был построен после того, как старый центр торговли разбомбили немцы. Самая длинная пешеходная улица Европы сегодня — это Стрёгет в Копенгагене.
В 1950-е годы центр датской столицы заполонили автомобили, и поначалу главную торговую улицу Стрёгет делали пешеходной по выходным. В 1962 году мэр города постановил закрыть Стрёгет для автомобилей. Одним из инициаторов проекта был молодой архитектор Ян Гейл. Поначалу горожане были возмущены, мэру поступали угрозы, и ему пришлось даже нанять телохранителей. Жители Копенгагена заявляли, что они датчане, а не итальянцы, что в их городе слишком холодно и дождливо, чтобы можно было отказаться от машин, а обедать они привыкли дома. Торговцы на Стрёгете опасались за свой бизнес.
Но в итоге жители Копенгагена полюбили Стрёгет: сейчас улицу посещают 80 000 человек в сутки летом и 43 000 зимой, хотя в районе проживает только 6800 человек. Сказалась близость Университета Копенгагена с 14 000 студентов, двух исторических храмов, публичной библиотеки и парка развлечений Тиволи. Все это обеспечивает пешеходный трафик и позволяет торговцам процветать. Американский дизайнер городских пространств Кай Бейтс посчитал, что в декабре 2012 на Стрёгете было 127 магазинов, 25 кафе и ресторанов, 153 велопарковки и 29 скамеек.
В результате Стрёгет стала одним из престижнейших мест Копенгагена: по данным Colliers International, улица входит в тридцатку мировых лидеров по стоимости аренды недвижимости. А площадь пешеходного пространства в городе увеличилась с 1,6 га в 1962 году примерно до 10 га.
Ян Гейл стал самым знаменитым пропагандистом пешеходных зон в мире. По заказу правительства Москвы его архитектурное бюро разработало набор рекомендаций — например, сделать пешеходными все набережные, расширить тротуары и повсеместно проложить велодорожки. Гейл считает, что идеально было бы сделать пешеходной Тверскую улицу, но компьютерное моделирование показало, что это привело бы к транспортному коллапсу.
Kalamazoo Mall
Каламазу, Мичиган, США
Население: 75 000 человек
Дата сооружения пешеходной зоны: 1959 год
Длина пешеходной улицы: н. д.
Стоимость работ: $470 000
Американцы взялись повторить европейский опыт со свойственным им размахом. За счет пешеходных зон они пытались решить проблему запустения центров городов из-за миграции жителей в пригороды.
Уроженец Вены, американский архитектор Виктор Грюн после войны был одним из самых популярных в США. Его бюро проектировало элитные жилые комплексы и пригородные торговые центры, но в душе Грюн был убежденным сторонником пешеходных зон. Уже в 1950-е годы он писал о войне между городом и автомобилем, о том, что автомобиль враждебен «душе» города. Он создал первые в США проекты пешеходных улиц в центре — в городах Форт-Уорт (Техас), Фресно (Калифорния) и Каламазу (Мичиган).
Первым полноценным «пешеходным моллом» стал построенный в 1959 году Каламазу-молл. Реконструкция улицы обошлась в $60 000 (около $480 000 в сегодняшних ценах), расходы поделили город и владельцы недвижимости. На торжественном открытии играл оркестр, в первый день молл посетили 50 000 жителей, то есть практически все.
Однако в 1998 году на улице Каламазу-молл оркестр играл уже по другому поводу. Город отмечал возвращение автомобильного движения на большую часть ранее пешеходной улицы. Снова собралось много радостных горожан, только теперь они соревновались, кто первый проедет по улице, которая была закрыта для машин 40 лет. Организаторы пешеходной зоны признали свою ошибку.
Из 200 пешеходных зон, построенных в 1960–1980-е годы по образу и подобию Каламазу-молл, к середине 2000-х осталось лишь 15. В чем причина неуспеха американских пешеходных зон? Во-первых, недостаток парковочных мест на прилегающих улицах (с этой проблемой уже сталкивается Москва) сделал эти зоны неудобными для горожан. Во-вторых, вложив деньги в обустройство такой улицы, городские власти и ассоциации собственников недвижимости часто не могли управлять таким моллом на постоянной основе, как это происходит в настоящем торговом центре, — пешеходная зона не была единым организмом. Наконец, одних магазинов оказалось недостаточно, чтобы привлекать поток посетителей (в одном из городов власти решили проблему, запретив строить кинотеатры где-либо, кроме пешеходной зоны в центре, это сработало), так что улицы все больше и больше пустели. «Улицы, свободные от автомобилей, становятся свободными и от пешеходов», — шутили американские газетчики. Владельцы магазинов сворачивали бизнес и переезжали, появлялось все больше пустующих зданий, однородность городской ткани разрушалась, а безлюдный молл по вечерам привлекал криминальный элемент — улицы становились просто опасными.
Каламазу-молл по-прежнему работает, хотя и в укороченном варианте. Нельзя, однако, сказать, что у пешеходных зон в Америке совсем нет перспектив — в 2009 году пешеходной сделалась Таймс-сквер в Нью-Йорке.
Трафальгарская площадь
Лондон, Великобритания
Население: 8,3 млн человек
Дата сооружения пешеходной зоны: 2003 год
Площадь пешеходной зоны: 4,8 га
Стоимость обустройства: £25 млн
В 1990-е годы Трафальгарская площадь в Лондоне была островком, со всех сторон окруженным ревущим потоком автомобилей. К услугам пешеходов были подземные переходы, однако трафик не добавлял популярности одной из главных площадей британской столицы. В 1996 году архитектурное бюро Нормана Фостера начало работу над планом переустройства территории. По итогам консультаций со 180 заинтересованными организациями и тысячами людей Foster & Partners предложила закрыть для проезда северную часть кольца и соединить Трафальгарскую площадь со зданием Национальной галереи, объединив их в просторную пешеходную зону.
В 2003 году новая Трафальгарская площадь открылась, авторы проекта и мэрия, которая частично финансировала реконструкцию, получили несколько наград. Однако через шесть лет с резкой критикой проекта в печати выступил директор Национальной галереи доктор Николас Пенни. Он посчитал, что за год у стен галереи прошло 146 массовых мероприятий, включая 35 демонстраций и празднование китайского Нового года. Доктор Пенни заявил, что площадь перед музеем превратилась в стадион, что толпы людей замусоривают ее и мешают посетителям музея добираться до галереи, и поэтому он выступает за возвращение автомобилей на дорогу к северу от площади. Однако предложение не было поддержано, и в 2010 году Николас Пенни ушел в отставку.