В декабре 2001 года Джанет Йеллен присутствовала в Стокгольме на церемонии вручения Нобелевской премии, где ее супруг, соавтор и коллега по Университету Беркли Джордж Акерлоф стал лауреатом в области экономических наук за исследования проблемы асимметрии рыночной информации. Нет сомнений, что в начале следующего года в Вашингтоне уже профессор Акерлоф будет наблюдать из зрительного зала, как его супруга вступит в должность 15-го председателя Федеральной резервной системы США и займется сокращением безработицы и удержанием низкого уровня инфляции в стране.
Когда осенью 2012 года нынешний председатель ФРС Бен Бернанке неофициально подтвердил, что не будет баллотироваться на третий срок, довольно быстро заговорили о двух возможных кандидатах на его место — Ларри Саммерсе и Джанет Йеллен. К достоинствам Йеллен относился очевидный опыт, с 2010 года она является заместителем Бернанке, а до этого шесть лет весьма эффективно, по мнению многих, управляла Федеральным резервным банком Сан-Франциско, одним из 12 региональных банков, составляющих ФРС. Кроме того, на ее счету работа во главе Совета экономических консультантов при президенте Билле Клинтоне с 1997 по 1999 год и превосходная академическая карьера.
Тем не менее президент Барак Обама явно отдавал предпочтение кандидатуре Саммерса, занимавшего должность директора Национального экономического совета при президенте, что обеспечило его близость к первому лицу и непосредственное участие в формировании экономической политики США. Саммерс помогал президенту в сложный период борьбы с финансовым кризисом, с которым Обама столкнулся сразу после вступления в должность.
К сожалению для Обамы и, конечно, для самого Саммерса, общественное неприятие его кандидатуры оказалось столь резким, что в итоге он был вынужден взять самоотвод. Сенаторы не простили активного участия в дерегулировании финансового сектора в докризисные годы, которое стало одной из причин катастрофического обвала рынков. Саммерсу припомнили и высокооплачиваемую должность управляющего директора одного из наиболее значимых хедж-фондов Уолл-стрит, которую тот занимал последние два года. Можно сказать, американцы не простили Саммерсу того, что никто из «жирных котов» Уолл-стрит не сидит в тюрьме за деятельность, предшествующую финансовому кризису.
Демократы, составляющие большинство в Сенате, который и должен одобрить кандидатуру на пост главы ФРС, явно предпочитают Йеллен.
Сказалось ее умение плыть против течения. Еще в 2005–2007 годах, когда представители ФРС, как правило, проявляли оптимизм относительно темпов роста экономики США, Джанет Йеллен говорила о реальной возможности кредитного кризиса, опасности неправомерно высоких цен на рынке жилья и скатывания экономики к серьезной рецессии.
Большую часть своей научной карьеры Йеллен посвятила проблеме безработицы. Сейчас это главная тема, вызывающая беспокойство. Хотя американская экономика демонстрирует признаки оживления, уровень занятости остается низким.
Сенаторы-демократы явно ждут от нового председателя ФРС проведения политики более жесткого регулирования финансовых рынков, чем в последние пять лет. А вот в отношении денежно-кредитной политики ждут скорее преемственности — продолжения экспансионистских мер Бернанке при условии сохранения низкой инфляции.
Так что на одной чаше весов — опыт Йеллен и способность проявлять независимость в решении поставленных задач, а на другой — ожидания, возможно, завышенные, что при новом главе ФРС дела в экономике пойдут лучше. Остается только посочувствовать Джанет Йеллен и пожелать ей успеха.