Контекст
Идеи, цитаты и исследования, на которые стоит обратить внимание
1 Нью-Йорк, США
Всемирный банк
2 Лондон, Великобритания
Financial Times
3 Москва
Россия в глобальной политике, июнь, 2013
4 Москва
www.opec.ru
Open Economy
5 Лондон, Великобритания
The Telegraph
6 Москва
Финмаркет
7 Бостон, США
The Atlantic
1 России не хватает рабочих рук, а те, что есть, неэффективны
Золотой век российской экономики, когда ВВП России рос в среднем на 6,9% ежегодно, а ВВП на душу населения увеличился практически в девять раз, заканчивается. Во многом предыдущие успехи были связаны с изменениями на рынке труда и ростом количества рабочих часов. Теперь российская экономика уперлась в потолок. Почему?
Прирост населения в трудоспособном возрасте и приток иммигрантов недостаточны, чтобы обеспечить потребность в рабочей силе.
Предложение рабочей силы ограничено демографическими факторами — низкой рождаемостью и продолжительностью жизни. К 2050 году численность рабочей силы в России должна сократиться на 25 млн человек.
Российские рабочие сейчас одни из наименее эффективных. Российский рабочий проводит «у станка» 2000 часов в год, чтобы произвести в среднем продукт на $20 в час. В самых производительных экономиках мира рабочие работают всего лишь 1400 часов в год, чтобы произвести в два раза больше.
Производительность труда в России составляет лишь 30% от американской. В экономике преобладают традиционные компании с низким уровнем технологических инноваций, организационные процессы плохо работают, инвестиционный климат оставляет желать лучшего.
Компании предпочитают не инвестировать в новые знания и технологии, а увеличивать количество рабочих часов.
Однако потенциал рабочей силы в России близок к истощению. Подобная стратегия не может обеспечить ускорение роста экономики.
Тормозит процесс модернизации экономики и ее структура — концентрация на экспорте сырья. Меньше 10% компаний вовлечены в процесс создания инноваций. Для сравнения: среднее для ОЭСР значение — 50%, а для Германии — 70%.
Распад СССР также ударил по инвестициям в НИОКР: в 1990 году Россия тратила на исследования и разработки 2% ВВП при наличии 1,9 млн ученых и инженеров, а сейчас — всего 1%. В итоге российская промышленность все больше устаре-
вает, даже оружие теряет конкурентоспособность на мировом рынке.
2 Китайские мускулы
«Многие мусульмане, живущие в беспокойном Синьцзян-Уйгурском районе Китая, были лишены возможности праздновать священный мусульманский праздник Рамадан из-за усиленных мер безопасности, введенных китайскими властями. Китайское правительство жестко контролирует религиозную деятельность мусульман после волнений на религиозной почве в 2009 году, в результате которых погибло свыше двух сотен человек».
3 Обойдемся без НАТО
Четыре из пяти прибрежных арктических государств состоят в НАТО. Пять арктических государств, входящих в блок, — постоянные члены Арктического совета. Норвегия, считающая НАТО краеугольным камнем своей национальной безопасности, пошла на серьезную трансформацию политики. До недавнего времени она делала негласную ставку на поддержку ее позиций со стороны альянса в ходе переговоров с Россией по поводу раздела спорной зоны континентального шельфа в Баренцевом море. Норвежцы считали, что членство в НАТО позволяло вести переговоры с великой державой на равных и отстаивать свои национальные интересы. Заключение норвежско-российского Договора о морской делимитации и сотрудничестве в Баренцевом море и в Северном Ледовитом океане (согласно ему, углеводородные месторождения в Баренцевом море могут эксплуатироваться двумя странами как общие) резко сократило для Осло потребность в том, чтобы пользоваться своим членством в НАТО как аргументом в решении спорных вопросов с Москвой.
«Арктика на восьмерых», Л. С. Воронков
4 Сидим на месте
«Барьеры внутренней миграции в России снизились, но потоки «переселенцев» почти не выросли. Переезд в другой регион либо стоит слишком дорого, либо теряет смысл, поскольку различия
в уровне жизни регионов стираются. Всего 1,4% населения — доля регистрируемых внутренних мигрантов. В США аналогичный показатель — 13,7% населения (в среднем за 2000–2006 годы), в Канаде — 14,6%, в Японии — 4,6%».
Из исследования сотрудника НИУ ВШЭ Елены Вакуленко
5 Контрреволюционеры
Саудовской Аравии и другим странам — членам ОПЕК грозит упадок из-за сланцевой революции в США, предупреждает аль-Валид ибн Талал, один из самых известных арабских бизнесменов. В ОПЕК признают, что на какое-то время сланцевая революция может лишить картель лидерства на рынке. Но нефть из сланцев рано или поздно кончится, и тогда придет время ОПЕК.
В июне был опубликован доклад Гарвадского университета: добыча нефти в США к 2017 году утроится и достигнет 5 млн баррелей в сутки — это превратит США в одного из крупнейших производителей в мире. Если же сланцевая революция распространится в другие страны, то мировые цены на нефть снизятся. От этого пострадают страны Ближнего Востока: бюджет Ирана балансируется при $140 за баррель, Бахрейна — при $115, а Саудовской Аравии — при $80. России, чтобы сбалансировать бюджет, нужна нефть за $100 или даже $110 за баррель.
6 Японская загадка
«Абэномика» — безудержное монетарное стимулирование японской экономики — приносит свои плоды: впервые за 20 лет Япония показывает хорошие результаты. В ОЭСР считают, например, что перспектива роста мировой экономики в ближайшие годы будет зависеть именно от США и Японии, которые, в отличие от всего остального мира, находятся в хорошей экономической форме. Политика Синдзо Абэ основана на современных неокейнсианских экономических моделях. Экономисты пока не могут понять, поможет ли это Японии или сделает только хуже. Единого мнения относительно перспектив японской экономики выработать пока не удается: одни говорят о дефляционной ловушке, другие предлагают подождать немного и посмотреть, что будет с «японским чудом» через год. Экономисты в замешательстве: моделей, объясняющих, почему Япония провела два десятилетия в коме и вдруг вышла из нее, не существует. Экономист из Университета Стоуни-Брук Ной Смит объясняет, почему большинство экономических моделей нельзя применить к Японии. Это связано с тем, что экономика находится в многолетней дефляции и стагнации. Такого экономические модели не предусматривают.
7 Груз эмансипации
Как свидетельствуют данные исследования Института семьи и работы, с каждым годом американские работники становятся все менее инициативными. При этом в последние годы число женщин, готовых взять на себя больший груз ответственности, заметно выросло.